Вторая жизнь Буффа
Невообразимая легкость импровизации
В 1980-е годы на кафедре эстрадного искусства Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Исаак Штокбант начал работу со своими студентами в аудитории № 48. И мог ли тогда кто-нибудь предположить, что после выпуска курс не только не распадется, но и создаст новый театр, у которого не будет аналога в городе. Театр, суть которого – импровизация, зрелищное искусство, лёгкий жанр.
Будущие артисты должны были с одинаковым успехом выступать на драматической сцене, уличной эстраде или цирковой арене. Каждую неделю, в четверг, Исаак Романович устраивал открытый урок, на котором студенты показывали свои актерские придумки. Евгений Александров, сегодня заслуженный артист РФ, а тогда еще студент курса, вспоминает, что «каждый четверг, раз в неделю мы делали, что хотели. Приглашали гостей – друзей, педагогов, зрителей – и что-то пели, что-то играли. Это был такой актёрский капустник, и что было очень приятно – к нам было не попасть. Да, иногда что-то не получалось, что-то было откровенно плохо, но что-то и шикарно. Именно из этих «творческих четвергов» родился первый эстрадный спектакль – «Первый концерт», затем второй – «Гостиный двор».
Таким образом, студенты, по словам Исаака Романовича, «подходили к эстрадному искусству через игру и актёрскую фантазию». Из таких зачинов складывались номера, этюды, а затем и первые учебные спектакли. В аудитории построили деревянные помосты, чтобы зритель сидел по всему периметру сцены, поставили столики – и получилось почти настоящее кабаре. В роли конферансье выступал Евгений Альпер, который будучи студентом третьего курса уже стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
«Конферанс – это одно из самых сложных умений, – подчеркивал Штокбант, - это возможность напрямую разговаривать со зрителем. Конферансье должен быть наделен интеллектом, культурой языка. Нужно уметь заставить себя слушать. Это разговор не мальчика со взрослыми, а разговор на равных. Иногда зритель даже понимает некоторое превосходство ведущего в силу его интеллекта, таланта».
Одновременно с обучением эстрадному искусству продолжались занятия по актерскому мастерству, приближение к тайнам и основам академической школы. «Мастер курса и второй педагог Анатолий Самойлович Шведерский воспитывали синтетического многожанрового актера, – вспоминает Евгений Александров, – нам повезло, что работа наших мастеров складывалась в тандеме». Наталия Бобровничая, которая поступила на курс уже имея музыкальное образование, вспоминает о том, что «с самого начала обучения мастера говорили нам, что артисту нужна болевая точка, то есть та тема, которая волнует его в жизни. Чтобы ты не был равнодушен на сцене, нес свою внутреннюю тему через все свои роли, существовал так, чтобы было видно, чего ты хочешь, чтобы ты был на сцене не просто пешкой, а личностью».
И вот в 1983 году курс подошел к диплому с тремя концертными эстрадными программами – "Первый концерт", "Гостиный двор", "С радостью и волнением", и драматическими работами – спектаклем «Актерские игры» по «Голубой книге» М. М. Зощенко и «Мандрагорой» Н. Макиавелли, которая в дальнейшем стала визитной карточкой театра.
Евгений Александров: «Мандрагора» – это «дитя любви», результат успешного сотрудничества актёров и режиссёра, спектакль, который придумывался на ходу как капустник, с шутками, импровизацией, хулиганством. Я играл Калимако, а Гошка Пицхелаури – моего слугу Сиро, и на очередной репетиции Исаак Романович зовет меня: «Где Александров? Где Александров?», а я стою за кулисами и не слышу, тогда Гошка схватил меня на руки и вынес на сцену. Мастер рассмеялся и предложил: «а давай ты его таскать будешь!». Вот так мы это и закрепили в спектакле».
Наталия Бобровничая: «Мне кажется, что живое, что было в театре и остается сейчас – это возможность импровизации, творческая свобода. Исаак Романович всегда позволял артисту пробовать, искать, активно включаться в общий процесс. Возможно поэтому, выходя на сцену, мы всякий раз заново создаем спектакль вместе со зрителем – здесь и сейчас. Возможно, от этого рождается чувство легкости, которое захватывает весь зал по обе стороны рампы».
И вот после выпуска талантливые ребята, сплотившись вокруг своего мастера и режиссера, не разбежались, а решили организовать свой театр.
«У меня часто спрашивают, почему мой театр называется «Буффом»? Чем «Буфф» отличается от других театров? В принципе, ничем, если не считать его исключительной многожанровости. Высокая комедия соседствует здесь с острой сатирой, современный мюзикл – с кабаретным искусством. Мы играем, поем, танцуем и даже показываем фокусы. «Буфф» – авторский театр, у нас есть спектакли по пьесам, которые родились на сцене «Буффа», и которые вы не увидите ни в каком другом театре. Это наша "фишка"» – говорил Исаак Штокбант.
Сегодня «Буфф» – это девять выпусков артистов Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (ныне РГИСИ) мастерской народного артиста РФ, профессора И. Р. Штокбанта. 26 января 2020 года Исаак Романович ушел из жизни, и его последний, девятый курс в 2021 году выпустил заслуженный артист РФ Михаил Смирнов, занимающий с 2019 года пост художественного руководителя театра.