Единая карта петербуржца

Гимн любви

01.05.2023

Яркие итальянские шлягеры 80-90-х, карнавальные танцы и новый взгляд на любовную историю Ромео и Джульетты – так можно кратко охарактеризовать одну из премьер сезона 2023 года театра «Буфф» – спектакль «Любовь. Чума. Верона».

Пьеса Григория Горина «Чума на оба ваши дома», интерпретация шекспировского сюжета, ставилась на сцене нечасто: в нескольких региональных театрах и в московском Театре им. Вл. Маяковского. В режиссерских версиях почти всегда больше внимания уделялось теме губительных распрей Монтекки и Капулетти. Постановка в театре «Буфф» погружает зрителя в водоворот романтических страстей и ставит во главу угла непобежденную любовь.

Отличается спектакль «Буффа» и тем, что он исполнен как мюзикл – события пьесы сопровождаются музыкой знаменитого композитора Максима Дунаевского. В жанре мюзикла пьеса «Чума на оба ваши дома» была поставлена впервые, хотя «Ромео и Джульетта» перекладывалась на музыку множество раз. Мелодии популярных итальянских песен второй половины XX века сменяют сцены сражений и монологов и дополняют выразительные танцы. Пьеса Горина сыграна без купюр с усилением комического начала в традициях комедии дель арте и недавними «карантинными» реалиями, ориентированными на современную публику.

В спектакле «Любовь. Чума. Верона» собран почти весь состав театра «Буфф». Взрослых представителей веронских семейств исполняют корифеи театра, заслуженные артисты России – коварного синьора Монтекки играет Мурад Султаниязов, доброго синьора Капулетти – Сергей Магиленич, а Евгений Александров участвует в спектакле в роли почтенного герцога Веронского. Главные герои, маргиналы Розалина и Антонио, привлекательны в своей естественности и отсутствии стремления впасть в козни враждующих кланов. Розалина в исполнении хрупкой Виктории Заболотной удивительно экспрессивна, темперамента и совпадает со средневековым идеалом красоты девушек, обладавших длинными вьющимися локонами, а Антонио Вячеслава Семенова дерзок и харизматичен.

Молодые артисты театра заняты в массовых сценах, изображающих жизнь Вероны. Эта жизнь – вихрь, танец, умело срежиссированный хореографом Эдвальдом Смирновым. Будь то зажигательная народная тарантелла в сопровождении тамбурина и кастаньет, карнавальные пляски или танец гондольеров – становясь фрагментами драматического сюжета, танцевальные сцены вносят в постановку яркие смысловые акценты.

Действие разворачивается в лаконичных декорациях главного художника театра Яны Штокбант. Доминантой сценографии становится сфера, части которой объединяются в периоды идиллии, и распадаются во времена конфликтов противоборствующих семейств. Элементами декораций становятся и лестницы, превращающиеся в подиумы, напоминающие ренессансные балконы и создающие сценическую динамику. Вместо задника – глубокая тьма, обыгрывающаяся с помощью света: кроваво-красного в периоды стычек и голубого, преломленного через витражное окно, в сценах в монастыре.

На фоне этой темноты выигрышно выделяются роскошные костюмы персонажей, которые так же, как и декорации, минималистичны. Горгеры с пурпуанами, юбки с клиньями, шнуровки в качестве деталей одежды – в костюмах средневековые мотивы объединяются с элементами эпохи Возрождения, а многообразие кроя соответствует историческим исканиям в области моды XIII-XV веков. Носатые маски, появляющиеся в момент «чумных церемоний», отсылают зрителей к образу чумного доктора.

Сольные партии артистов и остроумные диалоги складываются в сценический ряд, напоминающий «монтаж аттракционов» – от происходящего на сцене невозможно оторваться, словно от захватывающего сериала, а жизнеутверждающее слова в одной из песен, написанных засл. арт. России Николаем Денисовым: «Двум сердцам вдохновение нужно, если в жилах кипит и колотиться кровь, мы поем серенаду о дружбе, но она иногда переходит в любовь» - еще долго будут звучать рефреном.

Режиссер спектакля, заслуженная артистка России Вероника Козоровицкая бережно подошла к авторскому замыслу драматурга. Сам Горин, по воспоминаниям Татьяны Ахрамковой, режиссера первой постановки в Театре им. Вл. Маяковского, ругался с ней, так как Ахрамкова, на его взгляд, «усерьезила» спектакль. Постановка театра «Буфф», конечно, тоже и драматична, и в меру серьезна, но в первую очередь музыкальна и увлекательна – накал эмоций всегда сменяется мелодичными песнями и танцами, а действие наполнено приемами, характерными для жанра «буфф» и итальянских комедий.

Горин также признавался, что тема любви стала первым стимулом, заставившим его размышлять над продолжением трагедии. В интерпретации пьесы театра «Буфф» любовь стала главной темой сюжета. И не случайно название постановки начинается именно с этого слова. Спектакль явно претендует на статус «события» в репертуаре театра «Буфф» и, хочется верить, что он станет вехой в истории постановок пьес Горина.

Александра Колабинова 

Культура Петербурга