Единая карта петербуржца

Михаил Смирнов: «Нам очень приятно делать зрителя счастливым»

 

20.03.2023

О разумном, добром, вечном и как заставить человека смеяться редактору портала «Культура Петербурга» рассказал Михаил Львович Смирнов, заслуженный артист России, режиссер, гитарист, конферансье, музыкант и художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «Буфф» имени И. Р. Штокбанта.

— Михаил Львович, Вы успешный режиссер и артист эстрады, много работали на телевидении. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее… Как все начиналось?

— Моя мама выписывала «Литературную газету», там была 16 страница — «Клуб 12 стульев». Это была юмористическая страница, и я с первого класса стал читать исключительно ее. Я вообще по ней читать учился. Первые 15-ть я не читал, а вот 16-ю — от корки до корки. Кое-что заучивал наизусть, запоминал фамилии авторов. Со многими из них познакомился после. К десятому классу у меня набралась огромная пачка 16-х страниц. Я участвовал в двух конкурсах эстрады, в обоих стал лауреатом. Один в 1996 году в Петербурге, другой в 2002 — «Кубок юмора» в Москве. И вот Евгений Ваганович Петросян, который был председателем жюри, решил сделать юмористический телетеатр, и позвал меня принять участие в этом проекте. Там собрались талантливые ребята, в основном заслуженные артисты, лауреаты всяких конкурсов. Потом я вел сборные концерты «Смехопанорамы», увидел там тех авторов, произведения которых учил наизусть с 1 по 10 класс! Анатолий Рас, Ефим Смолин, Лион Измайлов, я был потрясен! Нам приходилось работать с огромным количеством авторов, мы придумывали номера десятками. Как же было здорово!

— Журналисты называли Вас «самым интеллигентным лицом» нашей эстрады. Как думаете, почему?

— Ну есть у меня такой недостаток — интеллигентное лицо. Ефим Шифрин мне написал однажды, на плакате «Интеллигент, а раздражения не вызывает». А легендарный конферансье Григорий Баскин, сказал мне как-то: «Вышел на сцену человек с лицом физика-ядерщика, не успевшего вовремя уехать в Израиль». У меня два высших образования, успел поработать мастером на заводе, был командиром комсомольского отряда дружинников нашего факультета. Если я узнавал, что кто-то продал джинсы другу дороже, чем их купил, я устраивал немедленную истерику и заставлял отдать 10 лишних рублей, потому что это не по совести, нельзя наживаться на друзьях. Глупо, да?

— Сейчас Вы художественный руководитель театра, а что дал Вам эстрадный опыт? Ведь традиционно эстраду считают «легким» жанром…

— Я не стыжусь того, что написано у меня в дипломе — режиссер эстрады. Многие стали стыдится слова «эстрада». В ГИТИСе переименовали факультет эстрады в факультет «Новых направлений сценических искусств»! Я скажу так: эстрада — это не низкий жанр, ничего подобного. Заставить человека смеяться тяжелее, чем заплакать. А заставить его смеяться со слезами на глазах еще тяжелее. На «Смехопанораме» я познакомился с огромным количеством популярных людей и понял, что популярность — вещь отнюдь не случайная. Зависть она вызывать не может и не должна. Потому что популярность — это результат бесконечной работы. Настоящие звезды заслуживают колоссального уважения.

— Вы ученик Исаака Романовича Штокбанта — основателя Театра «Буфф», имя которого недавно увековечили в названии театра. Какие принципы Вашего учителя удается воплощать на сцене?

— У нас с Исааком Романовичем был и есть один принцип — уходя из нашего театра, человек должен посмотреть на небо и сказать: «Жизнь прекрасна!» Это основное, чтобы мы не делали. То есть принцип позитивного отношения к реальности, к окружающей нас действительности. Как бы тяжело не было, должно всегда хотеться жить. Как написал Некрасов: «Сейте разумное, доброе, вечное» — этим мы и занимаемся в театре.

— Как Вы принимаете решение о постановке того или иного спектакля?

—Думаю, так же, как и все. Читаем. Если приносят —слушаем. Если присылают —смотрим. Лично я люблю читать. И обязательно вслух. И видеть глаза и реакцию.

— «Буфф» — это музыкально-драматический театр, в чем заключается его жанровая специфика?

— Мы отличаемся от театров, которые ставят мюзиклы, более проработанной драматической линией, а от драматических театров —сильной музыкальной. Знаете, как в шутке, стакан наполовину пуст или наполовину полон? Я видел много мюзиклов, в том числе на Бродвее, они мне нравятся. Но у них не такая детальная проработка драматической линии, как у нашего театра. Мы находимся посередине: можно сказать, что между стульями, а можно — сидим на двух стульях сразу. Нам это удается уже сорок лет! Исаак Романович говорил, что здорово когда у нас есть «специальный» продукт. То есть сделанный для нашего театра, нашими режиссерами, нашими композиторами, для наших артистов. И стал сам писать пьесы. Эксперты театральных премий часто разводят руками, не знают в какую категорию нас отнести. Я всегда отвечаю —это театр «Буфф», у нас свой стиль.

— Это правда, «Буфф» славится своими драматическими спектаклями, великолепными мюзиклами. Каждый зритель может найти для себя в репертуаре что-то интересное. А как быть с классическими опереттами, почему именно современные мюзиклы в афише театра?

— А как Вы думаете, почему Театр музыкальный комедии в последнее время ставит мюзиклы, а не оперетты? Думаю, ответ очевиден: жанр классической оперетты устаревает, перестает быть интересен зрителю. Режиссура мюзиклов, как правило, построена на театре представления. А Исаак Романович всегда говорил, что у нас театр проживания. Живой. Даже если мы ставим мюзиклы, мы их ставим как драматические спектакли. Нам очень трудно работать с режиссерами других школ, потому что мы учились у Исаака Романовича.

— Начало 2023 года театр «Буфф» им. И. Р. Штокбанта встретил новым премьерным спектаклем «Любовь. Чума. Верона». Какие еще премьеры готовятся к постановке?

— В этом году театру исполняется 40 лет, в честь этого события мы готовим много сюрпризов, но это будет в новом сезоне, поэтому не будем сразу раскрывать все карты. Ближайшая премьера у нас в июне, мы покажем спектакль «Поздняя любовь» к 200-летнему юбилею Александра Островского. У нас уже есть несколько спектаклей по Островскому, но мы вновь возвращаемся к нему. Дело в том, что популярность Островского также не случайна, как и популярность артистов эстрады. Он был очень работоспособный, гениальный драматург. У него играет все: точка, пауза, слово. Надо только пытаться соответствовать автору, и усидеть на наших знаменитых двух стульях. Прекрасно как-то сказала Татьяна Казакова: «Как же вы не понимаете, Островский не социальная драма, Островский — это про любовь!». Мне очень хочется поставить про любовь. Есть несколько русских романсов, которые я люблю, и мы будем их использовать в спектакле. Это романсы не заезженные, не совсем на слуху и они могут открыться по-новому — мы попробуем это сделать. «Поздняя любовь» будет спектаклем в жанре театра «Буфф», после которого зрителям захочется жить и любить. У нас свой жанр, неповторимый, всегда узнаваемый! Нам очень приятно делать зрителя счастливым.

Ольга Семенова

Портал "Культура Петербурга"