Удачу приносит... клоун
31 марта отмечает юбилей ведущая актриса Музыкально-драматического театра «БУФФ» заслуженная артистка России Наталья Бобровничая.
…Она называет себя мистическим человеком, и с этим сложно поспорить, если знать, что театральную судьбу она нагадала себе… в 5 лет. В один из крещенских вечеров бабушка маленькой Наташи сделала колодец из спичек и сказала: «Сегодня ночью тебе приснится твой суженый».
«Я увидела себя взрослой девушкой, стоящей у околицы, – рассказывает актриса, – прямо на меня шел красивый человек во фраке, и я почему-то была уверена, что он артист. Протянула к нему руки, но он даже не взглянул на меня, а на дороге появился… клоун. Несмотря на нежный возраст, проснулась я в твердой уверенности, что жизнь моя в личном плане будет неудачной».
Как оказалось впоследствии, к личной жизни тот давний сон не имел ни малейшего отношения. А если взглянуть на него несколько иначе, да ещё из дня сегодняшнего, то клоун вполне может символизировать легкий искрометный жанр, ставший для Натальи Бобровничей судьбой. Хотя легкость «легкого жанра» сильно преувеличена: развеселить ничуть не проще, чем заставить плакать; пластическая выразительность тела – не меньший дар, чем выражение эмоций посредством слова.
Наталья Бобровничая – артистка синтетическая, но главным в ее актерском арсенале выступает не перечень умений, а осмысленное отношение к их использованию. Из этой осмысленности плавно вытекает еще одна особенность Бобровничей – в эстрадном ли шоу, мюзикле, классическом тексте или тексте современном – она остается актрисой психологической, оправдывающей каждый жест, любое piano или forte. Её голос никогда не живет отдельной жизнью, и в основе любой вокализации всегда лежит мысль и чувство. Наверно, именно поэтому поющая актриса Бобровничая великолепно изображает на подмостках совсем не поющих персонажей и никогда не чурается ролей второго и даже третьего плана. Когда же случались «паузы», она сочиняла песни, «очерчивая движения души», писала в рифму дневник, много думала и много пела.
…Ее первой большой ролью на театральной сцене стала Патриция в «Миллионерше» Бернарда Шоу.
Первым и единственным театром – Театр «БУФФ», где она оказалась с момента образования вместе с бывшими сокурсниками, выпускниками мастерской Исаака Романовича Штокбанта в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Постепенно в творческой биографии появились «Генералы в юбках» Ж. Ануя, «Идеальный муж» О. Уайльда, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, прелестная комедия-буфф по пьесе И. Штокбанта «Цирк уехал, клоуны остались»… Отдельную страницу составили мюзиклы на музыку Владислава Успенского и Виктора Плешака «Шерлок Холмс и королева богемы» и «Великий комбинатор». Незабываемый образ матери главной героини Бобровничая создала в мюзикле Успенского «Казанова в России». Надрывный плач Матрены был и не пением вовсе – мучительным стоном, выходящим из самого нутра, вырывающим кусочки плоти, разрывающим сердце и душу. Самое удивительное, что сложный в вокальном и психологическом отношении «плач» Бобровничая исполняла на пределе эмоциональном, но не голосовом, напрочь отвергая форсированный звук и повышенную экзальтацию, шла от чувства, внутреннего ощущения правды…
«Актерская профессия заставляет тебя моделировать образ, который видит режиссер, – поделилась Наталья в одной из бесед. – Я отношусь к артистам, которые всегда что-то чуть-чуть недопонимают в режиссерской концепции. И порой кажусь себе глупой… Процесс взаимопонимания на площадке непрост, особенно если принять во внимание, что невозможно увидеть себя со стороны… Я привыкла безоговорочно верить режиссеру, стараюсь быть пластилином в его руках».
…Открывается занавес… и выходит на сцену ее Анхелина в популярнейшей буффовской комедии «Дикарь» по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны в режиссерской интерпретации Ники Козоровицкой… Улита в спектакле «Все тот же лес» по пьесе Островского в постановке Исаака Штокбанта… струящаяся теплотой Бабушка в мюзикле Александра Флярковского и Виктора Рябова «Снежная королева»…
Текст: Светлана Рухля
Невский театралъ. №4 (17). Апрель 2015