Единая карта петербуржца

Королева гротеска

14.01.2015

Творческую биографию актрисы Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «Буфф» Анны Коршук можно смело назвать типично «буффовской». И хотя подавляющее большинство актеров этого театра являются учениками его бессменного художественного руководителя и создателя Исаака Штокбанта, а Коршук училась у Александра Куницына, все-таки творческая ДНК актрисы, попавшей в труппу сразу после окончания института, оказалась идентичной «Буффу».

В одном из интервью актриса заметила, что изначально в «Буффе» лидирующую роль играли мужчины, а женщины оставались «красотками кабаре», красивым фоном для блистательных коллег. Обладательница эффектной внешности Коршук быстро прошла «стадию кордебалета» и перешла к ролям загадочных красавиц, но по-настоящему находить свою актерскую интонацию она начала, получив роль Анны-Доротеи Тьербуш в спектакле «Распутник» по пьесе Эрика-Эманнюэля Шмитта, поставленной Исааком Штокбантом в 2001 году.

В основе пьесы эпизод из жизни французского философа Дени Дидро, который давно превратился в анекдот. Дидро спешно пишет статью о морали для Энциклопедии, одновременно позируя для портрета художнице Анне-Доротее Тьербуш и попутно пытаясь её соблазнить. Про Анну-Доротею у Шмитта сказано, что её профессия – живопись и мошенничество. Коршук играет мошенницу высоко полета, авантюристку, которая получает удовольствие и от процесса интеллектуальной игры и от процесса соблазнения. Несмотря на исторический антураж спектакля, пудреные парики, корсеты и фижмы, героиня Коршук выглядит очень современной. К делу соблазнения Дидро ее Анна-Доротея подходит с азартом и любопытством героинь «Секса в большом городе» и, так же изящно и непринужденно как они, надевает на себя маску цинизма и отстраненности, доспехи женщины XXI столетия. Сама фигура актрисы, обладающей пропорциями манекенщицы, предполагает не кринолин, а одежды работы современного авангардного дизайнера. Роль Дидро в спектакле исполняет Мурад Султаниязов, актер, склонный к острому гротеску, и оттого очень непростой партнер, с которым нелегко быть на равных, но Коршук прекрасно удается выстроить этот дуэт равных по силе партнеров-соперников.

Склонность актрисы к эксцентрике и гротеску сразу подметил постановщик спектакля по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина «Хефец, или каждый хочет жить!» Игорь Миркурбанов (2011). В его спектакле Коршук играет роль Кламнасы. Кламнаса и ее муж Тайгалех – супружеская пара, приютившая в своем доме родственника – недотепу и мечтателя Хефеца. Дом супругов – полная чаша, а сами они из породы людей, которые знают, чего хотят в этой жизни. Анна Коршук, которая в этом спектакле опять работает в партнерстве с Мурадом Султаниязовым, исполняющим роль Тайгелеха, превратила свою героиню в эдакую вульгарную приму. Все мелкие недостатки Кламнасы: склонность к хвастовству, ограниченность, мещанская приземленность, нежелание принять другой образ жизни, скандальность, актриса возвела в абсолют. Когда ее муж самозабвенно хвастается разнообразными талантами супруги, зритель понимает, что Тайгелех не зря восхищается. Эта рыжеволосая фурия с пронзительным голосом, вызывающе крутыми бедрами и гипертрофированным бюстом способна довести до отчаяния любого.

Если в спектакле «Хефец, или каждый хочет жить!» Анна Коршук работает на грани шаржа, то роли помещицы Гурмыжской в спектакле «Все тот же Лес» в постановке Исаака Штокбанта актриса использует широкую палитру характерных приемов. Коршук, которая не боится экспериментов с внешностью, на этот раз не побоялась специфического возрастного грима: парик с проседью, морщины, круги под глазами, у ее Гурмыжской внешность святоши, которая, впрочем, прожила явно неправедную жизнь. Затянутая в черное платье с высоким воротом, напряженная словно струна, без остановки перебирающая в худых пальцах четки, Гурмыжская хищной птицей парит над приглянувшимся ей красавчиком Булановым, черной тенью нависает над Аксюшей и Петром. Ее героиню вполне можно назвать готической, в том понимании, которое вкладывают в этот термин сочинители современных вампирских саг. Гурмыжская Коршук не только мрачна, она и иронична, и вполне обольстительна, ведь возраст для вурдалака понятие относительное. На светлом фоне проеденных жучком деревянных стен усадьбы Пеньки (сценография Владимира Фирера) ее осиная талия в черном выглядит эффектно и даже соблазнительно, и можно допустить, что желание красавчика Алексиса (Андрей Подберезский) поближе познакомиться с барыней, возможно, обусловлено не только жадностью.

Актерский диапазон Анны Коршук широк, она уверенно чувствует себя и в таком жанре, как мюзикл. В юбилейной постановке «Буффа» – мюзикле «Сон в летнюю ночь» – она играет царицу эльфов Титанию. Задача, поставленная режиссером (Исаак Штокбант) исполнителям главных ролей оказалась непростой, актеры должны быстро переходить от танцев и вокальных номеров к шекспировскому тексту, который не был сокращен, поэтому оттанцевав и отпев куплеты, положенные на ничем не примечательные стихи, они спешно вынуждены «менять тональность», чтобы декламировать шекспировские строфы. Коршук с этим справляется прекрасно, легко переходя от рок-н-ролла к страстным любовным признаниям. Вообще, как и все ученики Александра Куницына, который долгие годы возглавлял кафедру сценической речи и всегда учил студентов вслушиваться в «музыку слова», Анна Коршук очень внимательно и тонко работает с речью, буквально с каждым словом и звуком, и ее героини всегда звучат выразительно и объемно.

Яркая, с хорошей выучкой, не боящаяся экспериментов, не ограниченная рамками одного амплуа, свободно чувствующая себя в самых разных театральных жанрах, умеющая понравиться зрителю Анна Коршук представляет тип актрис, который сейчас особенно востребован на сцене, и вне всяких сомнений, галерея созданных ею незаурядных характеров вскоре пополнится новыми интересными персонажам.

Текст: Анастасия Федорова

"Невский театралъ" №1 (14) январь 2015.