Старая сказка на новый лад
«Дружба помогает нам делать настоящие чудеса», - утверждает в легендарной советской киноленте обаятельный мальчик-паж. Думается, именно это бесхитростное суждение подхватили авторы и постановщики спектакля по мотивам сказок Ганса-Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», премьера которого состоялась в Музыкально-драматическом театре «БУФФ». А еще лейтмотивом спектакля становится мысль, что настоящие чудеса творит любовь...
«Гул затих. Я вышел на подмостки. / Прислонясь к дверному косяку, - звучат в прологе строки Бориса Пастернака. - Я ловлю в далеком отголоске, / Что случится на моем веку». В это самое время на заднике сцены сменяют друг друга фрагменты произведений художников XX столетия, и словно происходит визуальная «перекличка» часов, дней, прошлого, настоящего...
Режиссером-постановщиком музыкальной сказки петербургского композитора Сергея Баневича (либретто Николая Денисова) стал главный режиссер Московского детского музыкального театра имени Наталии Сац Виктор Рябов. Волею создателей хрестоматийный сюжет претерпевает изменения: подлость рассыпается в прах, огонь в камине, в беспощадной власти которого оказываются отважный Солдатик и прекрасная Балерина (Кристина Матулионис), гаснет от сладкозвучного пения Соловья (Юлия Овсянникова), и смерти - нет. И время, ни на мгновение не прекращая своего движения, обретает черты вечности, неизменности. ...В живописных интерьерах (художник-постановщик Яна Штокбант) грустит позабытая выросшими детьми старая Кукла. Кукольные черты озаряются блаженством только тогда, когда память воскрешает былое, но воспоминания скоротечны, жизнь же идет своим невеселым чередом. Трогательная, нежная, немного жалкая, в чем-то нелепая, как бодрящаяся старушка в старомодной шляпке, Алена Квасникова (Кукла) пленяет искренностью; поет мягким округлым звуком; двигается грациозно, как и подобает хрупкому фарфоровому созданию. В огромных глазах актрисы отражаются мельчайшие перемены настроения... «Оловянного солдатика» невозможно сыграть достоверно, если в театральной труппе нет этого самого солдатика, то есть актера, способного транслировать практически плакатную «правильность» и мужественность таким образом, чтобы публике не захотелось повязать ему пионерский галстук и отправить в команду к гайдаровскому Тимуру. Центральную роль исполняет Андрей Подберезский - обладатель внешности сказочного принца и лирико-героического дарования, позволяющего существовать в предложенных обстоятельствах максимально органично и с той степенью подлинности, что позволяет не скатываться к «картонности» изображения. Особенно проникновенно звучит в его исполнении ария Солдатика «Играя, мы открыли дверцу в большой и сложный мир людей».
Актеры, погрузившиеся в «игрушечные страсти», не делают игрушки игрушками в квадрате, наделяя своих героев человеческими качествами, очерчивают эти качества выпукло, и вслед за ними маленькие зрители воспринимают боль и радость персонажей не понарошку - всерьез. Только в тех фрагментах, где с легкой руки Куклы обитатели миниатюрной гостиной начинают «играть в людей», в их жестах и интонациях появляется напыщенность и «фальшивинка», подсмотренная когда-то у хозяев.
В роли находящегося «в оппозиции» к Солдатику Чертенка ожидаемо появляется Дмитрий Аверин. Аверин играет сочно, «с ужимками и прыжками», с полагающимся отрицательному персонажу «дурным глазом», вкрадчивой пластикой. Вертлявый Чертенок - полный антипод выдержанного Солдатика. Взаимодействует с последним сквозь зубы, лелея надежды отвоевать главенствующие позиции в кукольном социуме, если не открытом противостоянии, то исподволь. Так как «Стойкий оловянный солдатик» в представленном варианте -«новая сказка на старый лад» - союзником Чертенка становится Крыса, весьма отвратительная особа в великолепном исполнении Марины Титовой. Красавица-актриса в измененном до неузнаваемости виде умело плетет интриги, строит козни и выразительно поет характерные крысиные «вокализы».
Колоритна Свинья-Копилка Надежды Соболь; глуповато-прямолинеен Крот Николая Скоромникова; забавно выпячивает собственную значимость Механический Соловей Ильи Кузнецова и... уводит в сказочные мир просветленно-прекрасная музыка Сергея Баневича.
Текст: Светалана Рухля
"Невский театралъ" №2 (15) февраль 2015.