За милых дам
Театр «Буфф» представил мюзикл «Коломба, или Бумажные розы» — постановку Исаака Штокбанта по пьесе Жана Ануя «Коломба». У любвеобильной актрисы два сына, Жюльен и Арман, от разных отцов (мужьям несть числа). Характеры сыновей диаметрально противоположны: суровый мужлан и беспечный ветреник. У старшего жена-красавица — цветочница Коломба (Екатерина Конопацкая). Уходя во солдаты, он пристраивает ее к матери в театр, о чем впоследствии приходится сильно пожалеть: супруга под влиянием безумных обитателей закулисья меняется до неузнаваемости и по сути предает их брак и любовь...
Мадам Александра (Юлия Овсяникова и Ника Козоровицкая, она же — режиссер спектакля) — своенравная прима, элегантная сильная женщина, властная королева-мать. Все вокруг называют ее «наша дорогая мадам». Отчасти это пиетет, отчасти подхалимаж, но в значительной степени чисто внутритеатральная манера, где «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»: потребность творческих натур, существ с тонкой душевной организацией, в перманентных похвале, одобрении и дифирамбах. Вот и гадкий директор театра Дефурнет — «наш дорогой директор», и к экзальтированному поэту Эмилю Робине обращаются исключительно «мой дорогой поэт»: лесть, от подачи и от восприятия которой зависит многое, от доходов до зрительского успеха до удовлетворенного самолюбия чрезмерно раздутого эго...
В целом же все персонажи пьесы и спектакля — типажи, маски, собирательные образы, квинтэссенция пестрых и забавных характеров. Это выражается и в костюмах Яны Штокбант — немного утрированных, нарочито броских, с продуманными до мелочей «говорящими» деталями и акцентами. А ее сценографическое решение удачно в своей изобретательной простоте: воздвигнутая на поворотном круге высокая фанерная стена с вереницей дверей обращается к залу то тесным и невзрачным закулисным коридорчиком, то гримуборными разной степени скромности либо шикарности, то сценой с рядом боковых кулис. Есть в этом и что-то бродвейское, и нечто чисто утилитарное, общее для всех театральных зданий и «королевств».
Порой кажется, что спектакль о феминизме: столь отчаянны стремления милых дам к свободе и независимости, столь яростно проявляют они силу воли и отстаивают свое право на принятие решений. Штокбант же подчеркивает, что «Коломба» — «спектакль о любви и страданиях, которые она приносит, о несовершенстве человека, об отсутствии гармонии между душой и телом». А в финале и на поклонах вдруг вибрирует тема из «Фредерика» Э.-Э. Шмитта с пронзительным посылом «Оставьте нам сцену, а жизнь мы оставляем вам»...
Но как ни крути сюжет и поворотный круг, главным в буффовской «Коломбе» являются все же музыка Максима Дунаевского и песни на стихи Николая Денисова. Они столь красивы и гармоничны, что дарят чистое наслаждение, особенно публике, «требующей зрелищ». Арии, дуэты и ансамбли, исполненные отличными голосами, вызывают овации, а лейтмотив «Моя луна» — главная тема с вариациями, перепеваемая и переигранная на все лады, — запоминается «на раз-два» и нравится всем зрителям без исключения.
Текст: Мария Кингисепп
Infoskop. Ноябрь 2019