Единая карта петербуржца

Лучше, чем во Франции

02.11.2019

В Театре «Буфф» состоялась премьера музыкального спектакля «Коломба, или Бумажные розы» по пьесе Жана Ануя, 110-летие которого приходится на 2020 год.

На премьере побывала дочь французского драматурга  – Коломб Ануй д'Аркур, которая была преисполнена восторга от увиденного и услышанного в «Буфф». Своими впечатлениями она поделилась с петербуржцами на следующий день во Французском институте. По словам мадам Ануй д'Аркур, в России произведения ее отца ставятся в театре чаще, чем в других странах. В нашем городе французская гостья смогла познакомиться с постановками по пьесам Ануя сразу в трех театрах – Театре «Буфф», НДТ и Молодежном театре на Фонтанке. «Но музыкальную постановку пьесы моего отца я вижу впервые. Режиссер Штокбант, несмотря на преклонный возраст, сделал уникальный спектакль. Я была потрясена декорациями и костюмами. Во Франции театр последнее время скромен: у французов нет денег на богатый продакшн, − сказала француженка, – А для моего отца развлекательный аспект театра всегда был важен. Он считал, что зритель должен за свои деньги оставить все проблемы на входе в театральный зал и должен обязательно получить удовольствие». Мадам Ануй д'Аркур также отметила, что «Коломба»  – ее любимая пьеса, близкая лично ей своей феминистической направленностью…

Действительно, история взбунтовавшейся Коломбы, молодой жены эгоиста и собственника Жюльена, носит феминистический окрас. Ануевский сюжет также рассказывает и о человеческом выборе, определяющем удовлетворенность жизнью, которую мечтатели называют счастьем. Сценографическое решение спектакля принадлежит Яне Штокбант. Сочиненные ею костюмы всегда выверены эстетически, а декорации – функционально. Основа оформления спектакля  – кубическая конструкция, установленная на центральном круге сцены и позволяющая при повороте граней сменять место действия (гримерки, закулисье, улица, сцена). Визуальная сторона спектакля не может не производить впечатления, однако счастье мадам Ануй д'Аркур заключается в незнании русского языка: на этот раз тексты поэта Николая Денисова явно не блещут. Слух порой режут не только вульгаризмы, но и примитивные конечные рифмы. Однако великолепная музыка композитора Максима Дунаевского, если не спасает положение, то точно позволяет говорить о том, что несколько номеров спектакля все же станут хитами для зрителей (например, «Настоящий мужчина» или «Здесь бумажные розы свежее живых…»).

В роли Коломбы – юная актриса Екатерина Конопацкая, удивительно напоминающая свою бабушку Галину Короткевич в молодости: она столь же музыкальна, пластична и искренна на сцене. Увы, ее партнер по сюжету и по площадке Вячеслав Семенов хорош лишь своими вокальными данными. Возможно, найдутся охотники оправдать «замороженность» этого Жюльена характером персонажа, но заданный жанр требует от исполнителя большей подвижности и легкости. Их в полной мере проявляет Андрей Подберезский, играющий Армана, брата Жюльена. Прекрасный вокал, положительная энергетика, культура сценического движения  – все эти качества позволяют актеру блистать на сцене. Великолепна и Ника Козоровицкая в роли примадонны, а по совместительству матери Жюльена и Армана. Мадам Александра не молода, но непоколебима в своем союзе со сценой и… соперничестве с Сарой Бернар. Вся придуманная Ануем театральная братия работает, жалуется, ругается, принимает скоропалительные решения, но нравится Коломбе и зрителям, потому что живет в обманном театральном мире настоящими страстями и дышит полной грудью. Оттого и спектакль Штокбанта становится еще и притчей о театре, способном воодушевить, приподнять над скучной действительностью и дать крылья для полета над ней.

Текст: Екатерина Омецинская

«Петербургский театрал» | №9 (25) 15 ноября – 31 декабря 2019.