Единая карта петербуржца

Живые розы увянут. Чем интересен новый спектакль Исаака Штокбанта по пьесе «Коломба»

22.10.2019

В музыкально-драматическом театре «Буфф» прошли премьерные показы спектакля «Коломба, или Бумажные розы» по пьесе Жана Ануя. Для Исаака Романовича Штокбанта эта постановка – не только не первое обращение к творчеству французского драматурга XX века, но уже и не первая попытка рассказать своим необычным театральным языком историю девушки по имени Коломба.

Музыку для спектакля написал Максим Дунаевский. Для популярного композитора сотрудничество с театром на Заневском проспекте становится традицией – его мелодии создают настроение уже нескольких постановок этой сцены. Художником спектакля выступила Яна Штокбант – дочь лучше других поймет отца-режиссера, да и театральное закулисье она, должно быть, знает с самого раннего детства. Оттого ее декорации к спектаклю, повествующему о таинственном и порой холодном мире кулис, в какой-то момент становятся главным героем на сцене.

Огромный куб почти полый внутри – его пронзают лишь несколько устремленных верх деревянных остовов. При смене мизансцен это сооружение медленно вращается вокруг своей оси, и происходит настоящее театральное чудо: каждая из его сторон «превращается» то в грязную подворотню у служебного входа в парижский театр, то в пышную гримерную царственной примы, то в изящную уборную юной актрисы, то в настоящую сцену, где перед зрителем разыгрывают «спектакль в спектакле».

Хотя сама пьеса Жана Ануя, пожалуй, не о мире театра и его жителях. Скорее – о свободе, несвободе, умении прощать и отпускать. Жюльен (актер Вячеслав Семенов) собирается на службу в армию. Наверное, талантливый музыкант мог бы получить отсрочку, но для него долг превыше всего. В том числе превыше семьи – его молодая жена Коломба и годовалый сын остаются одни без средств к существованию.

Жюльен наступает на горло собственной гордости и... идет на поклон к матери – приме театра мадам Александре (роль самовлюбленной эгоистичной актрисы исполняют Юлия Овсяникова и Ника Козоровицкая, выступившая и вторым режиссером спектакля). Жюльен на нее смертельно обижен за свое несчастливое детство. И, кажется, ненавидит свою мать не меньше, чем театральный мир, ставший для него символом пустоты, фальши и предательства. Просить денег для семьи для него крайне унизительно, но хлопоты младшего брата Армана (актер Андрей Подберезский) решают ситуацию – Коломбу берут в театр на маленькую роль.

С неспокойным сердцем уезжает Жюльен в Шалонский лагерь, и поводов для беспокойства у него предостаточно. Первый повод – это «первый любовник театра» актер Дюбарта (Евгений Александров/Михаил Бондарук). Он тут же приглашает симпатичную дебютантку к себе домой – репетировать роль. Второй – директор театра Дефурнет (Николай Скоромников/Виктор Янишевский), похожий на старого кота Базилио, в общем, тот еще ловелас. Еще есть «гениальный» поэт и очень деликатный и нежный парикмахер. А еще есть и тот, от кого несчастный Жюльен меньше всего ждал предательства – его милый и обаятельный брат Арман.

Коломбу играет молодая актриса Екатерина Конопацкая. Не так давно она вышла на сцену в роли юной Лизы Муромской в спектакле «Наше все!» по мотивам пушкинской «Барышни-крестьянки». Здесь у ученицы Исаака Штокбанта роль другого плана: путь от наивной, доброй и терпеливой девушки через бунт женственности к мудрости принимать жизнь такой, какая она есть. Вернувшийся из армии (по доносу) супруг решит забрать красавицу-жену из театра, но будет уже поздно. Свет софитов Коломбу не отпустит.

Актеры спектакля – под стать интересной и умной сценографии. Конечно, кто как не они изнутри знают этот мир, где подобострастие соседствует с полным равнодушием, кокетство с цинизмом, легкость жизни с трагедиями судеб. Потому каждый персонаж запоминается – несчастный и жалкий подхалим – секретарь Ласюрет (Мурад Султаниязов/Андрей Левин), говорливая и очень колоритная костюмерша – мадам Жорж (Дарья Великанова/Илья Кузнецов). В этом мире клоунов и ряженых она единственная может сказать правду если не в глаза, то, по крайней мере, за глаза. Потому что «за успех артиста костюмерша отвечает».

Точный образ получился и у Андрея Подберезского – его Арман веселый шалопай, обаятельный малый, причинивший своему брату боль не от зла. В этом мире обмана он научился не только выживать, но и вполне неплохо жить, усвоив основные правила игры. Для его брата жизнь – слишком серьезная штука, играть он не намерен даже ради любви, потому проигрывает сразу.

Удивительное дело, но Коломбу зритель поймет. Она выбрала рабство кулис вместо клетки, куда муж готов был ее запереть. Так он хотел спасти не только ее – от «порочного круга» театра, а в первую очередь себя – от собственной боли и одиночества. Любовь же – всегда свобода. Коломба выбирает розы бумажные, бутафорские, и, может быть, однажды она очень об этом пожалеет. Но что поделаешь, ведь живые розы без любви, заботы и тепла быстро вянут.

Сцену знакомства влюбленных режиссер поставил в финал спектакля. Зритель видит, как зародились когда-то чувства двух людей. Видит то чудо, которое разбилось о несовершенство человека. Произойти эта беда могла и в театре, и в маленькой комнатке на окраине Парижа. Обманывать и приспосабливаться можно где угодно. А, при желании, можно и там, и там остаться свободным, великодушным и даже честным. Хотя бы с самим собой.

P.S. В спектакле есть моменты, которые понравятся далеко не каждому зрителю: порой «грубоватый французский» юмор, затянутость некоторых сцен, не всегда удачные тексты песен. Но, в конце концов, от легкой музыкальной постановки не ждут высокой поэзии. Приятная музыка, красивая сценография и остроумие актеров эти недостатки компенсируют. Спектакль найдет своего зрителя.

Текст: Валерия Троицкая

"Санкт-Петербургские ведомости" от 21.10.2019