Единая карта петербуржца

Выбор без надежды на ошибку

02.09.2018

Театр «Буфф» выпустил премьеру «Если начать сначала», основанную на пьесе современного и все еще модного писателя Эрика-Эммануэля Шмитта.

Человечество издавна мечтает найти способ исправлять ошибки минувшего времени. Писатели, сценаристы, режиссеры являют миру истории, в которых герой, попадая в прошлое, торопится переделать или предупредить то, что он уже «навалял» или может «навалять» перед возвращением в свое время. Чаще эта фантастика находит воплощение в кино – зарубежном и отечественном. Правят свои и чужие биографии герои кэмероновского «Терминатора», любимого подростками триптиха про «назад в будущее» и не замеченного в начале 90-х фильма Эльдара Рязанова «Предсказание». Кстати, сценарий последнего неуловимо схож с пьесой Шмитта «Если начать сначала...», одноименный спектакль по которой сочинили в театре «Буфф» режиссеры-постановщики Мурат Султаниязов и Илья Кузнецов, художник Яна Штокбант и художник по свету Ксения Нужина.

Герой, которого зовут Александр (играет его Мурат Султаниязов) встречается с самим собой, но молодым, стоящим перед выбором, который определит его человеческое счастье, хотя по молодости он думает, что профессиональное. Как происходит эта встреча? А бог его знает. Просто зашел человек в отдельно стоящую на сцене белую двустворчатую дверь с мелкой расстекловкой и, уронив напольные часы в белом футляре, перезапустил время – оказался в собственном прошлом. А чтобы зритель не сомневался, куда переместился герой, размещенные в декоративных кубических кашпо условные кусты (огромные зеленые воздушными шары) вдруг «вырастут», поднимутся на стволах-веревочках, визуализируя выражение «когда деревья были большими» ...

В оформлении присутствуют радостно-сентиментальные цвета – уже упомянутый зеленый (от нежно фисташкового до изумрудного), бежевый, оттенки розового и, конечно, белый – как символ молодости и чистоты. Противоречием светлому миру прошлого задуман взрослый Александр-Султаниязов, облаченный в темные костюм и пальто. Но, окунаясь в свою юность, и он постепенно «светлеет»: скидывая пальто, пиджак и жилет, обнаруживает под ними рубашку в мелкую розовую полосочку...

Помимо круглой вращающейся площадки, на которой происходит действие, на сцене слева от нее, ближе к кулисе, уходит вверх, в никуда белоснежная винтовая лестница, удивительно напоминающая спираль ДНК, научиться исправлять которую неуемное человечество мечтает не меньше, чем исправлять ошибки молодости. Но жестокой правки в этой истории так и не случится. Ибо развитие сюжета и течение самого спектакля безустанно подтверждают, что выбор героем таки будет сделан безошибочно правильно.

В роли юного Александра в спектакле можно увидеть трех актеров – Ивана Байдыка, Евгения Березкина и Дениса Загитова. Однако в очередной раз приходится признать, что вряд кому из них удастся переиграть Султаниязова, харизма которого неистощима. Потому что никакими школами, педагогами и методиками нельзя объяснить, отчего при одном появлении на сцене Султаниязова зал на протяжении десятков лет просто «прилипает» к нему глазами и с замиранием сердца ловит каждый вздох, каждое движение артиста. Так что пока Александр-младший, он же Байдык, мечется между идеальной Бетти (Татьяна Егорова), малышкой Мойрой (Анна Лищенко) и стервой Кассандрой (Наталия Зубкова), на площадке, бесспорно, царит Александр-старший...

Еще одна удача спектакля – Юлия Овсяникова в роли бабушки. Актриса создает яркий возрастной образ искреннего, жизнеутверждающего, мудрого и близкого главному герою персонажа из разряда «старая-старая, а все равно молодая» ...

Не менее мудра и юная Мойра, которая в исполнении Лищенко обладает даром искренности в сочетании с внутренним стержнем. Кассандра же Зубковой настолько кажется противоположностью Мойры, что история в какой-то момент грозится стать примитивной, однако до «сладкой сказочки» спектаклю не позволяет скатиться присутствие здорового цинизма, которым Султаниязов награждает своего Александра. Так, балансируя между «чистыми слезами» и здравым рассуждением, спектакль и выруливает на оглушительные аплодисменты.

Текст: Екатерина Омецинская

Петербургский театрал. №5 (13). Июнь-июль-август 2018.