Единая карта петербуржца

Обманутые обманщики

 

14.01.2019

К своему 35-летию театр «Буфф» выпустил мюзикл «Свои люди» по мотивам пьесы А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся». Эта постановка завершает триптих по произведениям русского драматурга, в который входят «Дневник авантюриста» и «Все тот же лес» в репертуаре театра.

Первые премьерные показы нового спектакля Штокбанта предваряли приветствиями. Перед зданием театра публику встречала ударными композициями и сияющими улыбками шоу-группа очаровательных барабанщиц. А в зрительском фойе развернулись шумные веселые интермедии: студенты и молодые артисты «Буффа» пели, танцевали и активно вовлекали зрителей в хороводы, создавая праздничное настроение.

Затем в честь торжества на авансцене выстроились самые популярные драматурги: Пушкин, Гоголь, Островский и Шекспир. Их шутливый разговор состоял из взаимного восхищения и был полон афоризмов и цитат из произведений друг друга и прочих знаменитых коллег по цеху. Творческое поздравление, решенное в формате театрального капустника, завершила речь художественного руководителя театра «Буфф» Исаака Романовича Штокбанта.

Современники критиковали пьесу, цензура поначалу свирепствовала. Многострадальная комедия Островского нынче, после десятков удачных постановок в СССР, где любили обличать нравы купечества, превращена в мюзикл, дабы не усугублять печальные, а то и драматические моменты сюжета. Петербургский композитор Сергей Ушаков (театралы знают его по работам в театре «Бродячая собачка» и ТЮЗе) сочинил весьма смелые арии ключевым персонажам — Самсону Силычу Большову (непривычно серьезный, подробный Евгений Александров говорит басом, поет звериным рыком), его дочери Липочке (Кира Кауфман и Екатерина Конопацкая), его приказчику Лазарю Подхалюзину (Андрей Лёвин)...

Шаловливо-назидательные тексты песен Николая Денисова («Раньше были дела, а теперь делишки» или «Не торгуйте вхолостую — потихоньку все воруют»), как и пышные, эффектные костюмы и кокетливые, местами чуть ли не кукольные декорации Яны Штокбант откровенно водевильны. Скорее в ритме именно водевиля, нежели в жанре чистого мюзикла, собственно, действие и скачет резво с первых минут. Обличая времена и нравы, говоря о корысти и предательстве, обманутых надеждах и поруганной чести, спектакль как бы нехотя, изредка, балует зрителя затейливыми танцевальными вставками или комическими сценками, номерами эстрадного толка и буйством красок.

Смешны эпизоды, когда девице на выданье Липочке в снах является мифический красавец-офицер (Артем Марьин и Вячеслав Семёнов). Сей военный, красивый, здоровенный, весь в белом, в житейском плане совершенно бесполезен, ибо, как всякая мечта, бесплотен, как всякий идеал, бесхребетен. Куда ближе и удобнее оказывается плюгавый подкаблучник Лазарь, существо мерзкое, но управляемое и предсказуемое, из которого можно веревки вить, чьими руками можно папеньку-тирана в долговой яме сгноить...

Чем нахальнее разгуляево купеческое, чем богаче сверкают медь и бронза, золото и серебро, бриллианты и хрусталь в доме бессердечных и бесчестных нуворишей, тем резче контраст с трагическим финалом, когда «свои люди» обманом платят за обман...

Текст: Мария Кингисепп.

Infoskop. Январь 2019