Единая карта петербуржца

Если бы молодость знала...

 

01.09.2018

Кто из нас не задумывался хоть раз о возможности повернуть время вспять и вернуться в прошлое? Сколько раз мы спрашивали себя, правильный ли выбор мы сделали однажды и как сложилась бы наша судьба, если бы мы в определенный момент поступили иначе? Премьера театра «Буфф» «Если начать сначала…» как раз об этом.

Спектакль выпустили Мурад Султаниязов и Илья Кузнецов по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта. Знаменитый французский писатель и драматург - давний друг театра: спектакль по его пьесе "Распутник", поставленный в 2001 году, до сих пор в репертуаре, а Султаниязова сам автор признал лучшим исполнителем роли Дени Дидро.

Постановка Султаниязова-режиссера (он же исполняет главную роль) решена в лирическом и авантюрном ключе. Некий зрелый («60 лет — заря старости») человек по имени Александр попадает в дом, где он вырос. Время совершает кульбит, и вот уже молодой и беззаботный Саша (уморительный Евгений Березкин) оказывается в решающий для себя день перед судьбоносным шагом и должен принять важное решение… Александр, как ангел-хранитель, пытается его предупредить, удержать, направить, а его несмышленый двойник сопротивляется, спорит, горячится… Фраза «Я уже пережил эту сцену» становится более-менее весомым аргументом и заставляет Сашу задуматься. У обоих — общее прошлое, одни и те же воспоминания, только на стороне одного — опыт и здравый смысл, козырь же другого — юношеский максимализм и излишняя самоуверенность. Впору вспомнить поговорку «Если бы молодость знала, если бы старость могла» (французского, кстати, происхождения)…

Спектакль получился незамысловатым и благодушным, как добрая кинокомедия, а из уст персонажей то и дело звучат будничные, в хорошем смысле водевильные, афоризмы — вроде «в первой любви больше любопытства, чем самой любви» или «увидеть себя в старости — это испытание». Говорят здесь о любви и предательстве, о семейных ценностях, о конфликте внутреннего и внешнего мира, о вере в добро и о коварстве корысти…

Сценография Яны Штокбант воздушна и невесома, словно сон: минимум белой мебели, высокая белая дверь в форме арки, белая винтовая лестница, уходящая куда-то под колосники, будто в небо… Художник по свету Ксения Нужина чередует теплые солнечные фильтры с игрой света и тени и применяет бросовый визуальный прием с темными абрисами фигур на ярком фоне задника, меняющего цвета с приятных на резкие.

В этом артураже актеры существуют легко и звонко, как и положено в комедии положений с элементами социально-психологической фантастики. Трогательна Наталия Бобровничая в роли бабушки Саши-Александра — добрейшего, как уютный сказочный персонаж, создания. Колоритна Виктория Заболотная в образе классической стервы Кассандры, по капризной прихоти которой жизнь главного героя некогда дала трещину. Прелестна Надежда Соболь — простодушная Бетти, подружка Саши. А Евгения Кузьмина, играющая девочку-подростка Мойру, мягко смешивает клоунскую и травестийную краски.

Сам же ключевой персонаж всей этой истории и создатель спектакля Мурад Султаниязов вызывает у публики стойкую симпатию — впрочем, как всегда и в любом амплуа.

Текст: Мария Кингисепп

Infoskop. Июнь 2018