Вячеслав Семёнов: "Любая роль стоит бессонных ночей"
На подмостках Санкт-Петербургского музыкально-драматического театра «Буфф» недавний выпускник Академии театрального искусства (ныне — РГИСИ) по классу профессора И. Штокбанта Вячеслав Семёнов играет сразу три главные роли. Это Пабло в спектакле «Дикарь» по пьесе А. Касоны, Глумов в спектакле «Дневник авантюриста» — музыкальной версии комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» — и Виктор в постановке пьесы И. Штокбанта «Женщина из Alfa Romeo».
В нынешнем театральном сезоне в послужном списке молодого актера появилась роль Сказочника в спектакле-дипломанте XXVI фестиваля «Театры Санкт- Петербурга — детям» «Премиленькое королевство» — удивительной сказочной истории на сцене для самых маленьких «Буффики». О работе в театре Вячеслав Семёнов рассказал театральному критику Светлане Рухля.
Вячеслав, в «Премиленьком королевстве» вы появляетесь не в образе героя, что было бы естественно, а в роли мудрого Сказочника, который является еще и волшебником.
Вам кажется это неожиданным? Но моей первой большой работой в театре стал ввод в спектакль «Остров сокровищ» на роль Джона Сильвера — одноногого пирата. А в «Школе магии» по рассказам Д. Роулинг о Гарри Поттере я играю Воланд-де-Морта.
Вы смотритесь в них органично, но сложно представить, как режиссер пригласил юношу с такими внешними данными на роль одноногого пирата...
Это была моя мечта, и мне повезло ее реализовать, так как не каждый актер готов был играть Сильвера.
Почему?
Потому что у Джона Сильвера нет ноги, а ходить с замотанной ногой очень непросто. Первый раз, когда я проходил таким образом пятнадцать минут, у меня посыпались искры из глаз. Пришлось преодолевать боль и преодолевать себя, два месяца серьезно готовиться к тому, чтобы, в прямом смысле слова (улыбается), выйти на сцену. Но роль того стоила: я сыграл любимого героя детства. Вообще любая роль, на мой взгляд, стоит и самоограничений, и бессонных ночей! Для меня сам выход на сцену — праздник.
Чтобы сыграть в «Премиленьком королевстве», жертвы не потребовались — только погружение в необычные обстоятельства...
Погружаться в «необычные обстоятельства» приходится всякий раз при работе с режиссером Екатериной Соболевой (улыбается). Как и в прежних ее постановках, у нас сложилась очень дружная команда на этом спектакле: перед каждым выходом я видел, как ребята готовятся, настраиваются «на волшебство». Я же очень ревностно отнесся к своей роли и на первой же репетиции поставил условие: работаю без дубля! А вообще заставить малышей поверить в чудо дорогого стоит, особенно отчетливо я это понял, когда сам стал отцом.
Ваша доченька Мирослава — совсем еще крошка, вполне возможно, что, повзрослев, пойдет по стопам родителей (жена Вячеслава — актриса Ксения Алексеева. — С.Р.), а в вашем собственном детстве было место для творчества?
Еще сколько! Я пел с восьми лет: когда учился во втором классе, меня взял в свой класс сольного пения замечательный педагог Георгий Иванович Комиссаров, и мы с ним объездили с концертами всю Ленинградскую область. У нас было по три выезда в неделю, где мы только не выступали, помимо домов культуры, — и в коровниках, и даже на квартирах людей, которые не могли сами выйти из дома. Я благодарен моей дорогой бабушке за то, что способствовала моим занятиям.
А что именно пели?
Военные песни советских композиторов, морские, неаполитанские.
Предположу, что и знаменитую «Santa Lucia»?
Конечно! А еще я окончил музыкальную школу по классу баяна... Правда, баяну моему не повезло: как только курс обучения закончился, я сыграл на нем последнюю гамму и... разбил.
Вот это да! Теперь понятно, как режиссер Ника Козоровицкая разглядела в красивом интеллигентном молодом человеке буйного и неуправляемого героя своего «Дикаря».
(улыбается) Я сам был удивлен, когда увидел свою фамилию в списке участников спектакля! Хотя получить нетипичную для себя роль — удача. Актер должен быть разным: если сам не является необузданным человеком, должен найти это где-то внутри и уметь выплеснуть. К работе я отнесся серьезно, много думал, экспериментировал, фантазировал, когда накануне премьеры мне сообщили, что не буду играть, поник, впал в депрессию. Правда, в это время научился играть на гитаре.
Неплохое спасение от депрессии! И без хлеба явно не останетесь: баян, гитара, фортепиано...
Еще до Театральной академии я учился на дирижерско-хоровом отделении Колледжа культуры и искусств и даже... пел оперные арии, но не спрашивайте какие, из моей «ветреной» на тот момент головы все вылетело (улыбается). Новая жизнь началась с поступления в академию: все старое кануло в Лету с первых же дней. Учеба забрала все время и сделала из меня человека: вход в актерскую профессию — это очень непросто.
Вам повезло учиться у Исаака Романовича Штокбанта, попасть в театр под его руководством и сыграть роль Егора Дмитрича Глумова в спектакле Штокбанта по комедии А. Островского.
Глумов — мечта многих актеров, и он занял особое, значимое место в моей жизни. Эта роль позволяет развиваться от спектакля к спектаклю, выискивая что-то новое для себя в персонаже. Во время репетиций Исаак Романович, с одной стороны, давал много свободы, с другой, держал в определенных рамках, не давал забыть, что «Глумов — это «стена», презирающая все и всех вокруг». Я счастлив, что мне выпало играть в этом спектакле!
В «Дикаре» ведь тоже выпало в итоге?! А еще был Кот Бегемот в культовом мюзикле «Мастер и Маргарита» на сцене «Мюзик-Холла».
К Пабло в «Дикаре» я вернулся через месяц после премьеры. Говорят, с корабля на бал, а я попал с бала на корабль. Первый мой выход был не очень хорош, но постепенно все сложилось, главное — я раз и навсегда понял, что важно не то, «дикарь» ли ты снаружи, важен внутренний потенциал, энергетика, которую нужно из себя вытащить. А Кот Бегемот — одна из моих любимых ролей, атмосфера мюзикла «Мастер и Маргарита» — что-то невозможное, и я всегда входил в раж, выходя на сцену. Знаете, мне сложно жаловаться на муз Мельпомену и Талию (муза трагедии и муза комедии в греческой мифологии. — С.Р.), пока что они ко мне благоволят (улыбается).
«Инфоскоп». Июнь 2017