Единая карта петербуржца

Под прожекторами — любовь

12.10.2023

 В середине августа в театре «Буфф» прошли премьерные показы музыкального спектакля «Островский #ЛЮБОВЬ» по пьесе «Поздняя любовь».

Перед началом показа режиссёр-постановщик спектакля и автор сценической версии Михаил Смирнов сказал, что пьеса Островского воплощена на сцене «немножко включая театр «Буфф». И он оказался прав: переписанное его почерком произведение мало соответствовало распространённым представлениям о постановке классики. Вместо пресного осадка от незатейливой истории зритель почувствовал абсолютно противоположный эффект: яркий, пронзительный и пробирающий до мурашек.

Спектакль открывается казачьим романсом «Розы» в исполнении Ольги Пикало и Андрея Подберёзского. Актёры, не входя в роль, рассуждают о желании любить и быть любимыми. «Я хочу любить», — такой простой и понятный, но порой такой недоступный из-за социальных преград и жизненных обстоятельств мессендж. Где проходит черта между пылкой влюблённостью, крепкой любовью и непреодолимой зависимостью? Как стать счастливым, не будучи использованным? Именно любовь, рассмотренная со всех ракурсов, стала основной темой спектакля.

В центре всех интриг стоит Николай Андреевич Шаблов (Андрей Подберёзский) — уже немолодой, но крайне инфантильный адвокат, который тратит время и деньги в трактирах и не берётся за мелкие дела, ожидая большего. «Как хочется жить, так нельзя; как можно, так не хочется», — эта фраза отражает всю суть Николая. Он влюблён в Варвару Харитоновну Лебёдкину (Маргарита Таничева), известную на всю округу «весёлую вдову», ищущую отношения ради личной выгоды. При этом к самому Николаю неровно дышит Людмила Маргаритова (Екатерина Портнягина), готовая пожертвовать всем ради возлюбленного.

Варвара эффектная и вызывающая: какой её задумал Островский, такой её и обыграл Михаил Смирнов. Ослепительное красное платье с немного откровенным вырезом, пышное перо на голове: стиль, получивший название «Гэтсби» и ставший модным в России в 1930-х годах, спустя 60 лет после публикации пьесы «Поздняя любовь». Этим приёмом режиссёр подчеркнул эксцентричность образа девушки, сделав на её фоне Людмилу ещё более невзрачной. Их разделяют как статус в обществе, так и финансовое положение — и всё же Варвара никогда не сможет полюбить по-настоящему (к счастью, или к несчастью). Её увлечениям нет конца, у её ног знатные офицеры — она никогда не почувствует тепло семейного счастья, которое ей, скорее всего, и не нужно.

Людмила — полная противоположность Варваре: несбыточность её желания быть любимой делает девушку уязвимой. Она влюбляется в единственного симпатичного мужчину в округе, по совместительству — в сына хозяйки дома. «Не надо очаровываться, чтобы не разочаровываться», — этой неоспоримой истиной Людмила пренебрегла. Она придумала идеальный образ Николая, исключающий любые недостатки, но приписывающий ему массу достоинств. Девушка слепо верит молодому человеку и потакает ему во всем, её любовь нездорова. Ради безразличного к ней человека Людмила готова даже разрушить собственную семью. Сам же Николай остаётся между двух огней: невинностью и соблазном, простотой и загадкой.

Образы персонажей становятся более осязаемыми благодаря визуальной составляющей постановки. Сцена разделена на две части: одна из них — недешёвый трактир, где над столиками висят ветки белой пальмы, другая — скромная комната Маргаритовых, где кроме рабочего стола и комода хватает места только для одинокой софы и гитары. Граница, как бы разделяющая два мира, — узкий проход и арка, из которой Людмила смотрит на развязную жизнь возлюбленного. В эту арку входит Варвара уже в светском платье благовоспитанной дамы. Через этот «портал» путешествует и Николай; на одной стороне — напивается и проигрывает свои деньги, на другой — опохмеляется и откровенно разговаривает с Людмилой. Вокруг сцены — ломаная линия светодиодных полосок, бесконечными отголосками отражающаяся в глубине сценического пространства. В конце спектакля свет наполнил их, выведя на заднике сцены крупными буквами финальный штрих композиции — надпись «Островский #Любовь».

В сюжет гармонично вплелись танцевальные номера. Специально поставленные балетные композиции добавили зрелищности и динамики. Развязные картёжники могли бы остаться не более чем дополнением спектакля, массовкой, — а стали его полноценной составляющей.

Звуковое сопровождение также было составлено с учётом определённой концепции — только старинные русские романсы, умеющие раскрыть трепетную тему любви просто, но искренне и точно. Их современные аранжировки позволили убедиться в тои, что с течением времени тексты песен остаются до боли актуальными.

Любовь многолика, каждый видит её под определённым углом зрения. Нет единого рецепта, как любить или как искать любовь — судьба прокладывает человеку маршрут, но именно ему решать, следовать этому пути или нет.

Александра Евтифьева

Охтинский Пресс-центр