Театру «Буфф» – 40 лет!
Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр “Буфф” им. И. Р. Штокбанта готовится отметить в конце октября свой 40-летний юбилей. В преддверии этого события мы побеседовали с художественным руководителем театра, поставившим более 20 спектаклей и эстрадных программ в родном «Буффе» и множество популярных программ, концертов и спектаклей на телеканале «Россия-1», заслуженным артистом Российской Федерации Михаилом Смирновым.
– Михаил Львович, приближается юбилей театра – 40 лет! Как гласит легенда, всё началось с того, что молодые актёры самого первого выпуска мастерской И.Р. Штокбанта, не в силах расстаться друг с другом и со своим Мастером, решили продолжить делать вместе что-то своё, основав тем самым один из самых любимых петербуржцами театров – театр «Буфф». Так ли это – и что успело произойти c театром за эти годы?
– Да, на тот момент у них был небольшой репертуар – три концерта и один спектакль, «Мандрагора». Исаак Романович в это время был ещё и руководителем творческих мастерских эстрадного искусства Ленконцерта. И как уж он это чудо сотворил, доподлинно неизвестно – но руководство города выделило им театр! В практически неприспособленном для театра помещении на улице Народной, дом 1, получилось два зала – Основная сцена на 300 мест и зал-кабаре «Зеркальная гостиная» на 100 мест. Прошли годы, руководство города наблюдало за нашими успехами и наконец, на наше 25-летие, приняло решение построить театру «Буфф» настоящее большое здание. И за три года, на месте бывшего типового кинотеатра «Охта», нам построили нынешнее здание на пять этажей вверх и два вниз, проект которого архитекторы утверждали совместно с Исааком Романовичем Штокбантом.
Сейчас у нас три сцены – основная с залом на 600 мест, специализированный зал-кабаре на 140 мест, аналогов которому нет ни в нашем городе, ни в нашей стране, а также маленький зал «Буффики» для детишек. Так что в наш театр можно приходить буквально с трёх лет и затем, по мере взросления, переходить из одного зала в другой – все поколения найдут здесь репертуар по душе!
– Сколько же спектаклей насчитывается сейчас в репертуаре театра «Буфф»?
– Сколько у нас сейчас в репертуаре спектаклей – точно не скажет уже никто. Некоторые спектакли мы вынуждены ставить раз в два месяца, поскольку просто места не хватает в расписании. Мы никогда не гонимся за каким-то рекордным количеством премьер в год, ведь если сделать, к примеру, 10 премьер – то получается, надо 10 других спектаклей из репертуара убрать? А как же их убрать, если люди их любят и ходят на них по-прежнему? У нас есть спектакли-долгожители. Например, комедии «Блюз» в 2023 году исполнилось 25лет, мюзиклу «Казанова в России» – 30лет. Большинству спектаклей из нашего репертуара по 10 лет.
Основной, на мой взгляд, критерий успеха – это если спектакль держится долго. Значит, всё было хорошо и правильно сделано!
– «Буфф» начинался, как эстрадный театр, но уже давно таковым не является – это музыкально-драматический, репертуарный государственный театр. А чем принципиально различаются артисты эстрадного жанра и драматические актёры?
– В своё время Исаак Романович, как драматический режиссёр, набирал курс на кафедру эстрады. Выглядело это так: приезжают абитуриенты со всех концов страны, поступают – и на кафедре эстрады их учат, как драматических актёров. И в процессе обучения, постепенно, курс сам по себе делится на две части. Поскольку выявляются эстрадники по призванию, по характеру, по темпераменту, которые так природой придуманы и для которых один театр – это очень узко. У эстрадника сценическая площадка – это вся страна, а для некоторых и весь мир. Такой артист просто не может быть привязанным к одному театру, он должен постоянно двигаться, ездить, он гастролёр!
А у драматического актёра всё наоборот: для него театр – это дом, в котором он живёт и не хочет никуда уезжать, а хочет углублённо, скрупулёзно, месяцами работать над своей ролью.
Яркий пример настоящих эстрадников, вышедших из «Буффа» – это такие звёзды, как Геннадий Ветров и Елена Воробей. Немного особняком стоит Юрий Гальцев, поскольку у него есть своя база, свой дом – Санкт-Петербургский театр эстрады, и при этом он совершенно спокойно может ездить на гастроли. Он сделал, по сути, то же самое, что в своё время сделал Исаак Романович. Правда, Юра подготовил пока только один курс, а у Штокбанта их было девять (десятым сейчас руководит один из корифеев «Буффа» – заслуженный артист РФ Мурад Султаниязов).
И есть ещё один существенный момент: артист эстрады выйдет на любую сцену один, и… вот он театр. Поэтому эстрадные театры не содержат большую труппу, максимум несколько человек, не возят на гастроли декорации. А у нас же труппа сто человек, у нас декорации, машинерия и освещение, которые стоят невероятных денег. Как говорили когда-то американцы, «мюзикл начинается с миллиона долларов». Со временем всё и везде стало ещё затратнее, но смысл фразы остался прежним: если мало вложить в такой вид деятельности, то ничего стоящего в результате и не получишь. Поэтому мы вкладываем – и получаем качественный продукт. А вот на гастроли поехать для нас весьма затратно и проблематично…
– А вот это как раз стоит взять на заметку всем, кто планирует посетить Северную столицу – ну, раз уж гора сама не идёт… И если запланировать в своём графике хотя бы один вечер для похода в «Буфф», то этот вечер гарантированно останется в памяти ярким, волнующим, добрым и необыкновенно уютным, невзирая на любую питерскую погоду! А вот на предстоящее празднование юбилея, думается, билетов уже не найти – но, тем не менее, расскажете нам немного о том, как это будет?
– На праздничную программу в честь 40-летия театра у нас заявлено два дня – 28 и 29 октября – вот в них мы и планируем уложиться, чтобы поздравить самих себя и своих любимых зрителей! Вообще, есть два основных способа празднования юбилеев. Первый – пригласить к себе гостей, разных известных людей, чтобы они нас чествовали, говорили поздравительные речи, а мы, юбиляры, чинно усядемся и будем смотреть, как они по очереди выступают. Помимо того, что это не слишком-то интересно, все приглашённые должны одновременно освободить у себя в графике эти дни и приехать, что практически нереально. Конечно, я обзвонил и пригласил всех, кого мог – и надеемся, кто-то приедет в качестве гостя… или зрителя. Мы выбрали второй способ – мы сами в свой юбилей будем делать праздник для зрителей! Раскрывать всех подробностей не стану, скажу лишь, что это будет программа с элементами «капустника», с ретроспективами наших спектаклей, в которой мы, разумеется, подведём промежуточные итоги и отчитаемся о наших достижениях – и очень постараемся, чтобы это было ярко, феерично, захватывающе и совершенно неожиданно!