Куда приводит детство

31.10.2018

Мы не знаем «куда уходит детство», но Легко можем проследить, к чему оно пришло, и даже найти некую отправную «точку» судьбы...

Вполне может быть, что находится она в том самом дне, когда, проходя мимо актового зала, Миша Трясоруков, любознательный первоклассник одной из ленинградских школ, услышал нечто его заинтересовавшее и просунул голову в приоткрытую дверь, чтобы рассмотреть «это» звучащее, шумящее, декламирующее повнимательнее… А может… впрочем, все по порядку.

Меня заметил руководитель школьного театрального кружка, – рассказывает артист, – и пригласил зайти. Я зашел и остался. Мы инсценировали басни, коротенькие рассказы, сказки. А еще тогда была мода на поющих мальчиков. Запел и я. Помню, как старательно выводил песню из репертуара Эдуарда Хиля «Посмотри, какое небо за окном…». Запомнил Трясоруков и первые уроки «актерского мастерства». Например, такой: «Мишенька, ты стоишь на сцене, поешь и приглашаешь зрителей посмотреть в окно». Чуть позже произошла встреча с гоголевским «Ревизором», правда, сыграл он на школьных подмостках не Землянику, как в буффовском спектакле, а Петра Ивановича Бобчинского, но и этот и другие опыты были настолько удачны, что Трясорукову настоятельно порекомендовали перейти на «новый уровень», продолжив занятия за пределами школьного кружка.

Так юноша оказался в театральной студии Дворца работников профтехобразования, которую курировал Театр имени Пушкина (Александринский театр). Михаил пересмотрел весь репертуар одного из крупнейших советских театров, познакомился с его художественным руководителем Игорем Горбачевым и получил уже от него наказ «идти в артисты». Но жизнь порою делает неожиданные кульбиты: путь к театральной карьере преградили успехи в тяжелой атлетике…

…В новом спектакле театра «Буфф» «Дневник авантюриста» (реж. И. Штокбант) по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» Михаил Трясоруков играет Нила Федосеича Мамаева. Одержимый страстью давать советы, богатый барин появляется в квартире своего бедного родственника Егора Глумова и полностью занимает собою пространство. Много двигается, говорит, во всем избыточен и преувеличен. Вальяжность сочетается в Мамаеве-Трясорукове с суетливостью, ощущение собственной значимости и «большого ума» не мешают ему быть почти по-детски доверчивым. В тесном жилище Глумова – театр «Буфф» представляет свою сценическую версию комедии Островского в жанре музыкального спектакля – впервые прозвучит и ключевой фрагмент вокальной партии Мамаева «когда-нибудь Россию назовут страна советов». По ходу развития действия так же «вкусно», со смаком актер произнесет хрестоматийную фразу Нила Федосеича «…я вам дам… Не денег, нет; а лучше денег. Я вам дам совет…». Мамаев, без сомнения, войдет в «золотую» десятку персонажей, созданных актером на сцене «Буффа».

Следует заметить, что артисту яркого сатирического дарования и в то же время думающему, не замыкающемуся в рамках найденной однажды «верной интонации», каким является Михаил Трясоруков, классические образы всегда впору. Умение произносить классический текст так, словно он был написан в наши дни, делает всех его героев актуальными и современными. Таковы роли, исполненные актером в спектаклях, поставленных художественным руководителем театра «Буфф» Исааком Штокбантом. Это и Расплюев в «Свадьбе Кречинского» по А. Сухово-Кобылину – мелкий шулер и проходимец, вместивший в себя черты людей подобного сорта «всех времен и народов»; и попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника («Ревизор») – колоритная иллюстрация гоголевского определения про «человека толстого, но плута тонкого», и, конечно же, Аркашка Счастливцев, сыгранный актером как-то особенно пронзительно в постановке «Все тот же Лес» по пьесе А. Островского «Лес»…

Сегодня кажется, что судьба Михаила Трясорукова – реальное подтверждение тому, что то, чему суждено случиться, произойдет вопреки любым отсрочкам и обстоятельствам. Спортивные кубки, училище при метрополитене, институт имени Лесгафта лишь отдалили судьбоносную встречу с ЛГИТМиКом (ныне – Академия театрального искусства), но не в силах были ее отменить…

Текст: Светлана Рухля

"Невский театралъ" №10 (22) ноябрь 2015