Ускользающая мечта

10.12.2016

Наталья Мартынова – ведущая актриса Санкт-Петербургского музыкально-драматического театра «Буфф». В стенах театра, работа в котором началась на первых курсах Театральной академии (мастерская профессора И. Р. Штокбанта), она одинаково успешно играет и девочек с распахнутыми глазами, и женщин, попавших в водоворот жизненных драм

Внешняя привлекательность и пластичность актерской природы позволяют Мартыновой быть органичной в столь разном материале, как мюзикл И. Якушенко по мотивам сказок Л.-Ф. Баума «Удивительный волшебник из Страны Оз», где она создает нежный и поэтичный образ Дороти, так и в полуисторической фантазии в стиле рококо по пьесе Э.-Э. Шмитта о Дени Дидро «Распутник», где ее ослепительно прекрасная мадмуазель Гольдбах готова бросить на алтарь страсти не только честь, но и саму жизнь.

Широкое признание петербургской публики пришло к артистке после исполнения партии Маргариты в мюзикле «Мастер и Маргарита» на сцене театра «Мюзик-Холл». Мартынова-Маргарита не совсем привычна: возможно, слишком хрупка и слишком, даже в самых мрачных обстоятельствах, «просветленная», но это не делает менее убедительным ни образ в целом, ни нескончаемую внутреннюю борьбу между светом и тьмой, что раздирает ее душу…

В облике артистки есть что-то нездешнее, отчего многие ее героини, как ускользающая мечта, то ли явь, то ли горячечный бред окружающих людей. В одной из последних работ за пределами «Буффа» – спектакле Валерия Владимирова «Время жить», названном постановщиком фантасмагорией любви Э. М. Ремарка, эта особенность проступает особенно явственно. Мартынова играет полуженщину-полуребенка, цепляющуюся слабыми пальцами за жизнь, уходящую по капле; за любовь без будущего и с призрачным настоящим… В отчаянной борьбе с неизбежностью она проигрывает року, но отвоевывает минуты и часы, проживаемые на том пределе эмоций, что вычерпывают до дна чувственное и всякое иное восприятие действительности.

Полную трансформацию характера актриса демонстрирует в одной из знаковых для нее ролей – Зои в мюзикле В. Успенского по пьесе И. Штокбанта «Казанова в России». Пробуждение чувств, любовное томление неискушенной девушки Мартынова выводит тончайшей акварелью, по мере развития действия легкими штрихами затемняя все радостное и светлое. Когда мир полностью теряет очертания, а жизнь – смысл, Зоя-Мартынова избегает бурных истерик, только в глазах пропадает блеск, под ногами – земля, и нет никакого «потом»…

Поющая актриса Мартынова спокойно обходится без пения: в ее арсенале достаточно средств, позволяющих выразить полный спектр необходимых эмоций. Однако, когда она участвует в мюзиклах и музыкальных спектаклях, каждая нота, любой мелодический «изгиб» работают на создание образа, его наполнение.
Есть актеры строго определенного амплуа, есть те, кто за бесконечными экспериментами «стирает» индивидуальность, а есть такие, которых «за поворотом» обязательно ждет что-то совершенно неожиданное. Именно к ним относится Наталья Мартынова.

Текст: Светлана Рухля

"Невский театралъ" №11 (33) декабрь 2016