Удачный выстрел

01.12.2018

Театр «Буфф» под закрытие сезона порадовал премьерой спектакля «Пиф-паф!». Умную и зрелую сатирическую комедию по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца» поставил Александр Строев

Об «актерской режиссуре» в театральных кругах принято говорить снисходительно-высокомерно, с оттенком легкого пренебрежения, как о причудах избалованного ребенка. А заслуженный артист России Александр Строев, игру которого на сцене так любит публика Молодежного театра на Фонтанке (где, к слову, состоялся его режиссерский дебют в постановке «Король и принц, или Правда о Гамлете»), выпустил замечательную премьеру на сцене театра «Буфф». Замечателен этот спектакль тем, что ладно скроен, ритмичен, четко выверен и отменно коррелирует с весьма сложной проблематикой автора, чье острое перо в жанре социальной сатиры оказалось в мастерских руках режиссера удивительно подходящим эксцентричным натурам универсальной труппы «Буффа». Шикарное чувство юмора и тонкое чувство меры, ни на минуту не изменяющие постановщику, добавляют вкуса и перца этому сытному, но изысканному блюду. Трапеза сия ничуть не кажется затянутой, хоть действие и длится три с лишним часа.

Непрестанные световые, музыкальные, танцевальные и смысловые переходы не дают скучать (особенно заводят бодрые пролетарские марши, цыганские шлягеры и томное танго). Весьма пестрый набор персонажей не тонет в море сложного текста о том, во имя чего свести счеты с жизнью безработному неудачнику по имени Семен Подсекальников, который не в состоянии вписаться ни в семейную, ни в общественную жизнь, и как ему «правильно» застрелиться.

Витальность и обреченность здесь встречаются под сенью личной драмы, блестящего бурлеска и высококлассной буффонады и вплетаются в удачные актерские работы всех без исключения начиная с Михаила Трясорукова, с большой отдачей играющего главную роль. И еще одна удивительная вещь, за которую нужно петь режиссеру, артистам и балетмейстеру Екатерине Мыреевой дифирамбы: пластический рисунок каждой (!) роли, продуманный до мелочей и уверенно выдержанный «от и до». По Станиславскому, это норма, но в современном театре, увы, редко достижимый идеал: всяк на сцене обычно норовит получше подать себя, любимого, а не скрупулезно поработать над образом.

Артисты, с одинаковой легкостью и профессионализмом выполняющие, по сути, любые режиссерские задачи, радуются этой работе как дети, которым родители вдруг разрешили все и сразу. К хаосу и какофонии это вовсе не приводит: напротив, спектакль звучит словно стройный хор или давно сыгранный симфонический оркестр. Этот «Пиф-паф!» будет посильнее опусов других актеров, которые порой самоутверждаются в режиссерском ремесле. Строев, кажется, не ставит себе такой задачи. Он просто давно повзрослел в профессии и созрел как постановщик. Прицелился — и удачно выстрелил.

Текст: Мария Кингисепп 

Infoskop №226 Июль 2016