Волшебство и фантазия

14.06.2016

В нынешнем театральном сезоне молодой режиссер Екатерина Соболева осуществила на сцене для маленьких зрителей "Буффики" Санкт-Петербургского музыкально-драматического театра "Буфф" постановки спектаклей "Бесконечный урок" и "Однажды 31 декабря"...

Также Екатерина перенесла на большую сцену фантастическую историю "Школа магии", пользующуюся неослабевающим успехом у детей и взрослых. О работе над детскими спектаклями Екатерина рассказала "Невскому Театралу".

– Катя, диктуют ли сегодняшние «техногенные» времена, какой-то новый подход к постановке спектаклей для детей? Какие темы сейчас наиболее актуальны?

– Как и в любые другие времена, самая важная тема – это добро и добрые отношения людей друг к другу. Еще я уверена, что в детских спектаклях должно быть как можно больше волшебства, сказки, чуда. В этом я стараюсь придерживаться принципов, заложенных великим кино-сказочником Александром Роу, и совершенно не понимаю, когда в некоторых театрах за детские спектакли выдаются истории, которые сложно смотреть даже взрослым. Чрезмерное погружение в реальность разбивает у ребенка веру в чудеса, а эта вера, на мой взгляд, обязательно должна присутствовать в детстве.

Другой аспект – семья. К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с тем, что дети являются не самым важным звеном в жизни современных родителей. В той или иной форме я всегда включаю в свои спектакли мысль о том, что семья – самое главное и ценное в жизни.

– Ежегодный фестиваль "Театры Санкт-Петербурга – детям" неоднократно отмечал ваши работы. Знаю, что среди наградных дипломов есть диплом "За интерактивное включение в действие", то есть вы пытаетесь сделать маленького зрителя участником спектакля?

– Я пытаюсь развивать в нем фантазию. Нужно, чтобы ребенок домысливал, додумывал увиденное, чтобы он проводил аналогии между тем, что происходило с ним во сне или наяву, и тем, что мы представляем на сцене. Ведь интересно же "встретиться" в театре с героями, которые могли присниться. Или найти в магических животных, например, из "Школы магии", поставленной по мотивам произведений Джоан Роулинг о Гарри Поттере, черты знакомых тебе людей. В каждом спектакле я создаю отдельный мир и особенную атмосферу, но мне важно, чтобы ребенок не только в них погрузился, но и нашел что-то встречавшееся ему раньше, воспринимал рассказываемую актерами историю не отстраненно, а словно она и его собственная.

– "Гарри Поттер" – дань моде?

– "Гарри Поттер" хорош тем, что персонажи Джоан Роулинг детям понятны и близки. Можно сказать, что ребята встречаются в спектакле со своими школьными приятелями, одноклассниками, соседями по парте. Мое убеждение, что ребенок не должен воспринимать героя, как "нечто", он должен узнавать его на улице. Поэтому все происходящие в соответствии с сюжетом события я объясняю не с магической точки зрения, а с реальной, и сама ищу своих будущих героев вокруг, пытаясь выяснить мотивы поступков не сказочных персонажей, а конкретных людей.

– Я правильно поняла, что даже Ежики и Зайчики в ваших спектаклях не совсем животные?

– Да. Потому что театральный спектакль в моем представлении – это не просто "заполнил время, посмотрел и забыл", а некий "задел" в формировании дальнейшего жизненного опыта. То есть не ступень к посещению взрослого театра, а понимание того, как нужно взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому в сказке "Встретил Ежик Медвежонка" важно не то, что герои – Ежик и Медвежонок, а то, как они выстраивают отношения между собой и с другими обитателями леса. Мне бы хотелось, чтобы мои спектакли воспринимались детьми не как театрализованное действо с разодетыми актерами, а как сюжеты, подслушанные или подсмотренные на прогулке, в песочнице.

– А музыка? Как вы ее подбираете? У ваших спектаклей очень органичное музыкальное сопровождение.

– Как только я начинаю работать над спектаклем, как-то сам по себе возникает ритмический рисунок и выявляется лейтмотив. Дальше события сами "приводят" за собой музыку, и она "вырисовывается" практически спонтанно: остается только записать фонограммы. Потом музыка "приводит" за собой визуальную картинку и в спектакле появляется, скажем, песочная анимация или хореография. А еще я отталкиваюсь от образов героев, от их походки, манеры поведения.

– Не сомневаюсь, что у вас множество планов…

– Как же иначе?! Очень хочу поставить музыкальный спектакль, в котором будут звучать русские народные инструменты, а так же пословицы и поговорки. Мне кажется, что ребенок должен знать свои корни и расти, впитывая в себя музыку и поэтическое творчество своего народа. Другая задумка – спектакль по пьесе молодого драматурга Екатерины Точанской "Храбрый Хамелеон", а моя давнишняя мечта – "оживить"героев сказки Павла Чеха "Сэнди и деревянная кукушка".

Беседовала Светлана Рухля

Невский театралъ. №6-7 (29). Июнь 2016