Единая карта петербуржца

Памяти Исаака Штокбанта

03.02.2020

Время неумолимо, и какой бы длинной ни была жизнь, ее всегда не хватает.

На 95 году ушел из жизни Исаак Романович Штокбант — режиссер, драматург, основатель театра «Буфф», профессор РГИСИ, ветеран Великой Отечественной войны.

У него было свое видение мира и театра, которое он никому не навязывал, но которому всегда следовал.

Большой друг «Буффа» Виктор Лавров-Земский назвал статью об этом театре «Дом, который построил Исаак». Это определение так понравилось Исааку Романовичу, что он нередко его вспоминал, а свое детище называл «театром радости». И излучал радость сам.

В переводе с иврита Исаак — тот, который будет смеяться; с древнееврейского — радость Господня. И если верить в предопределение, то «решено» все было уже в тот момент, когда он появился на свет.

Его авторитет был непререкаем, хотя редко встречаются люди, умеющие так слушать и слышать. В творческой мастерской он воспитывал универсальных артистов, но самым важным считал не умение петь или танцевать, а способность передавать природу чувств. И всегда, как в музыкальном, так и в драматическом театре, отдавал предпочтение серьезной драматургии. Настоящей.

В театральной афише появлялись Сухово-Кобылин и Уайльд, Вернейль и Фигейредо, Макиавелли и Конан Дойль, братья Пресняковы и Эрик-Эмманюэль Шмитт. В последние годы Исаак Романович трижды обращался к Островскому, считал его драматургом, наиболее полно и на века отразившим реалии российской жизни. Его последним спектаклем стала музыкальная интерпретация пьесы Жана Ануя «Коломба», вызвавшая неподдельный восторг дочери драматурга, посетившей премьеру.

Исаак Романович обладал редким умением «просветлять» самый мрачный, самый безысходный сюжет, не умалять трагедию, не делать ее ничтожной, а словно распахивать невидимую шторку, за которой, пусть совсем тоненький, но обязательно забрезжит огонек. Теперь, когда, выражаясь его словами, он «ушел на повышение», дело Исаака Романовича продолжать его ученикам.

Текст: Светлана Рухля.

Блог "Петербургского театрального журнала" от 28.01.2020