Эзоп. Ночная басня про любовь

25.06.2017

В Санкт-Петербургском музыкально-драматическом театре «Буфф» состоялась премьера спектакля «Эзоп» по пьесе Николая Денисова «Ночная басня про любовь» на музыку Максима Дунаевского. О новой постановке рассказали его создатели. 

Исаак Штокбант, народный артист России, художественный руководитель театра «Буфф», режиссёр-постановщик и музыкальный руководитель спектакля.

К жизни древнегреческого философа Эзопа, который был рабом и боролся, чтобы выйти из состояния рабства, я обращаюсь во второй раз. В первый раз я ставил пьесу Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград». Прошли годы, и у меня появилось желание обратиться к этому материалу вновь, но расширить рамки, которые давала пьеса Фигейредо, и поставить совершенно другой спектакль.

Я обратился к первоисточнику – «Жизнеописанию Эзопа». Оказалось, что этот труд был первоисточником и для Фигейредо, вплоть до басен «Выпей море», «Лиса и виноград»… Главное, что меня интересует в сегодняшней работе, и что я хочу донести до сознания зрителя – это каких мук стоило Эзопу, как рвал он свое сердце, испытывая любовь к женщине, которая тоже желала быть с ним, и возможностью, стать свободным человеком.

Основываясь на «Жизнеописании…» поэт Николай Денисов написал пьесу «Ночная басня про любовь». Музыку к спектаклю, который мы решили реализовать в жанре мюзикла, написал Максим Дунаевский. В этом же содружестве мы работали над спектаклем «Дневник авантюриста» по комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

В новом спектакле, над которым я работаю, значительно расширена тема любви, которая выражаясь языком «школы», становится контрсквозным действием. В этой новой работе гораздо больше «любовных сцен», нежели в пьесе Фигейредо.

«Буфф» – драматический театр. Наши артисты поют и музицируют как артисты театра драмы, которые учились в Театральной академии, а не в Консерватории. Но несмотря на сложность музыкального материала ребята в каждом музыкальном номере стараются выразить не только содержание (о чём пою), но и мир чувств, которыми наполнена душа исполнителя.

Максим Дунаевский знает природу нашего театра и очень внимательно относится, сочиняя музыку для «Буффа». Однако он не делает никаких поблажек для «не консерваторцев».

Как мне кажется, это замечательная музыка. Надеюсь, это будет интересный для зрителя коллективный труд.

Николай Денисов, драматург, автор пьесы.

Моё содружество с театром началось с того, что однажды здесь поставили «Стойкого оловянного солдатика» – детский мюзикл на музыку Сергея Баневича по моей пьесе, он до сих пор в театре идёт. Сотворчество с Максимом Дунаевским началось с мюзикла «Дневник авантюриста» по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». С ним мы ещё написали мюзикл «Мата Хари: Любовь и шпионаж» для Ларисы Долиной и Дмитрия Харатьяна. А замечательный театр «Буфф» я знаю со своей актёрской молодости – я только начинал в профессии, а Исаак Романович уже был известным режиссёром, его спектакли шли по всей стране – прекрасные спектакли! И вот в работе над «Эзопом» соединились все. И это была очень интересная работа.

«Эзоп» написан не по известной пьесе Гильерме Фигейредо, а по легендам об Эзопе, различным литературным преданиям и мифам. Фигейредо, правда, тоже сочинял свою пьесу по мотивам легенд и сказаний об Эзопе, поэтому, возможны какие-то сюжетные сходства с моей пьесой, но эта похожесть обусловлена лишь тем, что мы использовали одни и те же материалы.

Создать спектакль об Эзопе хотел Исаак Романович, «Ночная басня про любовь» – заказ театра. И мы писали наш мюзикл, подразумевая конкретного исполнителя – по крайней мере, в главной роли – Мурада Султанниязова (я очень высоко ценю его творчество, и он бесподобно играет Эзопа). Так же, как мы были уверены, что на роль Ксанфа будет назначен Евгений Александров. А с распределением актёров на остальные роли уже Исаак Романович экспериментировал. 

Надо сказать, что и наше сотворчество с Дунаевским тоже было своего рода экспериментом. Я до генеральной репетиции в театре не слышал музыки Максима к этому спектаклю, я как-то её чувствовал, что ли, и сочинял с большим удовольствием саму пьесу, представляя себе, как она будет звучать. И после двух генеральных репетиций на зрителя по просьбе Исаака Романовича мы дописали ещё несколько новых номеров, внесли изменения в уже готовые. А во второй середине сентября уже будет окончательный вариант – премьерный. И он будет немножко другим.

Но мне уже сейчас очень нравится и постановка, и актёрские работы в этом спектакле – возможно, всё получается так складно потому, что играют ученики Исаака Романовича. В этом театре всегда есть взаимопонимание между режиссёром и актёрами, это действительно единая семья – ученики Штокбанта разных лет. Играют все замечательно, и удивительное единение есть в них – я бы так сказал. И мне, как автору, приятно быть своим в такой уникальной творческой семье. Я думаю, и Максиму Дунаевскому тоже. 

Максим Дунаевский, народный артист России, композитор, автор музыки к спектаклю.

Это вторая моя совместная работа с Николаем Денисовым в театре «Буфф». Первым был «Дневник авантюриста» по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», это был водевиль-мюзикл, очень успешно идущий в театре. Его привозили и на гастроли в Москву, и здесь он тоже не остался незамеченным и получил хорошую зрительскую реакцию и прессу. «Эзопа» тоже ждут московские гастроли, и мы надеемся – с тем же успехом.

Премьера будет в сентябре, но уже сейчас видно, что многое, очень многое здорово получилось. И наш спектакль действительно напоминает (я говорю «напоминает», потому, что спектакль ещё не доделан) настоящий мюзикл. Настоящий, без скидок. Блестящие исполнители, особенно актёр, играющий главную роль – Эзопа. И я могу с уверенностью сказать, что этот спектакль – большое достижение театра. И, прежде всего потому, что музыка сложная, я писал её без скидок на то, что «Буфф» – театр драматический. Я очень доволен тем, что сделали режиссёр, балетмейстер и музыкальный руководитель постановки. Но я думаю, что в нём кое-что ещё доделаем. Я, например, дописываю финал спектакля – мне кажется, что он был не очень точно сделан музыкально, и я исправляю отдельные фрагменты. Так что, думаю, к премьере мы выйдем с полноценным мюзиклом.

Александр Лихачёв, заведующий музыкальной частью театра «Буфф».

Я второй раз работаю с Максимом Дунаевским (первой совместной работой стал «Дневник авантюриста» по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты») и второй – над постановкой «Эзопа». В 2003 году, когда Исаак Романович ставил спектакль по пьесе Фигейредо, я участвовал в этой работе в качестве музыкального оформителя. Постановка была более философской, такой же была и музыка, подобранная сообразно пожеланиям режиссера: Леонард Бернстайн, Гия Канчели, Софья Губайдуллина, Александр Кнайфель.

Сегодняшний спектакль мы ставим в жанре российского авторского мюзикла, и как мне кажется, музыка, которую сочинил Максим Дунаевский, полностью соответствует критериям жанра. В ней много запоминающихся мелодий, она песенного склада, яркая, контрастная, усиливающая действие; выразительны музыкальные характеристики персонажей.

Текст: Светлана Рухля

Интервью с М. Дунаевским и Н. Денисовым – Лиина Шаталова (Москва).

Музыкальный журнал. Июнь 2017.