Единая карта петербуржца

Лирическая героиня

27.02.2016

Её первый выход на профессиональную сцену случился в опере Ирины Ельчевой «Рикки-Тикки-Тави» и… оставил горькую обиду. А ведь маленькая Марина так ждала этого дня! Мама – солистка оперной студии при петербургской консерватории пообещала 5-летней дочке, что та выпорхнет на подмостки в костюме бабочки! Однако «вакансия» оказалась занята, и на расстроенную девчушку натянули показавшийся ей совсем некрасивым комбинезон муравьишки. Через много лет Марина узнаёт, что партию отважного мангуста в том «злополучном» спектакле исполняла ещё никому неизвестная Анна Нетребко.

В 12 лет девочка поступила в детский хор Мариинского театра, среди самых ярких впечатлений той поры величественный «Парсифаль» Рихарда Вагнера, «Триптих» Джакомо Пуччини: «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки», и, конечно же, дивный балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Опера и балет так и остались любовью на всю жизнь, а ещё была учёба в музыкальной школе по классу виолончели и серьёзное увлечение гитарой. А потом в её жизнь ворвался «Буфф». Не похожий ни на один из известных ей театров – театр на Народной улице…

Едва получив школьный аттестат, Марина помчалась в приёмную комиссию Театральной Академии. О том, что кроме художественного руководителя и создателя покорившего ее театра Исаака Романовича Штокбанта актерские курсы набирают другие мастера, узнала только на III туре. Впрочем абитуриентке, «заболевшей» «Буффом», не было до этого факта ровным счётом никакого дела...

Сегодня Марина Титова – одна из самых востребованных молодых актрис театра. Сыгранную Титовой на III курсе СПбГАТИ хрупкую студентку театрального института Лину в спектакле «И. О., или Роман с переодеванием» (автор пьесы и режиссер И. Штокбант) разделяют с последней героиней артистки – стареющей красавицей Клеопатрой Львовной Мамаевой из «Дневника авантюриста» (музыкальной версии пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке И. Штокбанта) параметры не столько временные, сколько психологические. Амплуа лирической героини требует постоянного развития и при всей своей привлекательности таит немало опасностей, так как абсолютно «пусто» без правильного наполнения.

Если для роли очаровательной наследницы миллионов Мэг Снайдер в бесхитростной комедии К. Людвига «Примадонны» (реж. М. Смирнов) вполне достаточно мягкого лиризма и обаяния, то образ загадочной красавицы-вдовы доньи Анхелы («Призрак любви» по пьесе П. Кальдерона «Дама-невидимка», реж. Г. Тростянецкий) предполагает не столь упрощенное прочтение. В Анхеле Титова совместила целомудрие с чувственной прелестью, что сделало ее героиню особенно притягательной.

Роль Мамаевой потребовала от актрисы непривычных выразительных средств, стала своего рода испытанием. Неоднородность сущности Клеопатры Львовны дается Титовой не сразу, но с каждым спектаклем образ расцветает, обретает «подложку». Так, в сцене с Городулиным (Е. Александров) сквозь наклеенную улыбку знающей себе цену привлекательной богатой дамы, проступает грубоватонаивная девица Клепа, и сладкие интонации сменяются резкими, вульгарными, взгляд становится цепким, жестким. Минута, другая и все возвращается «на круги своя», но «зацепочка» остается и возникает интрига. Участие в комедии Островского расширяет творческий диапазон актрисы и, без сомнения, будет значительной ступенью в ее профессиональном становлении.

…Ну, а если вернуться к несыгранной в далеком детстве бабочке, то первый «реванш» Марина взяла еще на студенческой скамье, появившись в «Зеркальной гостиной» – малой сцене «Буффа» в образе Мальвины. Хотя теперь, как утверждает она сама, ее не испугать «ни муравьишкой, ни мартышкой». В ее актерской копилке и обольстительная Лисица, томно распевающая куплеты в эстетике городского романса (А. Кулыгин «Теремок»), и сочувствующая бедняжке Герде ручная Ворона (А. Флярковский «Снежная Королева), и забавная Козочка (А. Кулыгин «Кошкин дом»). И даже исключительно противная Крыса из сказки на музыку С. Баневича «Стойкий оловянный солдатик»!

Текст: Светлана Рухля

Невский театралъ. №2 (25). Февраль 2016.