Сводки из будущего

01.04.2017

К 70-летию Победы Санкт-Петербургский музыкально-драматический театр «Буфф» выпустил спектакль «Когда нам было 20» в исполнении студентов Академии театрального искусства, постигающих азы мастерства в классе художественного руководителя театра, профессора Исаака Романовича Штокбанта.

Автор сценария и режиссёр постановки Михаил Смирнов называет своё детище «музыкальным путешествием в прошлое» и посвящает тем, кому не суждено было увидеть салют Победы и узнать, что произошло в мире после окончания одной самых кровавых в истории человечества войн. Музыкально-драматическое повествование, охватывающее, помимо военных и довоенных лет, несколько послевоенных десятилетий, рассказывает и о том, что было «после», становясь своего рода ответом на стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом».

Спектакль сделан в жанре музыкального обозрения. Действие дробится на временные отрезки, но в меняющихся музыкальных пристрастиях, бытовых и политических реалиях герои навсегда остаются 20-летними.

Энергия молодости врывается на подмостки с первыми тактами оптимистичного «Марша весёлых ребят» Исаака Дунаевского, достигает накала в брызжущей весельем «Молодёжной» и в популярнейшем пасодобле 1930-х годов «Рио-Рита». Довоенная картинка включает в себя одну из самых запоминающихся сцен спектакля - «Три вальса» из репертуара Клавдии Шульженко. Не прибегая к сложному гриму и натужному копированию, знаменитую певицу талантливо воссоздаёт Дарья Великанова. Статная и величавая она появляется в окружении восторженных поклонников и с лёгкой улыбкой и неподражаемой грацией поёт низким, свободно льющимся голосом неувядающий шлягер прошлого столетия.

Последний эпизод мирной жизни вальс Арама Хачатуряна из музыки к спектаклю Театра имени Евг. Вахтангова "Маскарад», премьера которого состоялась 21 июня 1941 года, обретает особый символический смысл. Закончив вальсировать, девчонки в ослепительно белых передниках и мальчишки в отутюженных костюмах, продолжая смеяться и шутить, выстроятся в ряды, чтобы запечатлеть счастливый день выпускного бала на памятном снимке. Смех замрёт под бесстрастным взглядом объектива. Прямо со школьной «фотографии», под песню «22 июня ровно в 4 часа», парни уйдут на фронт, оставив своих юных подруг в одиночестве.

Зарисовки военного времени - пронзительны. Разложенная на голоса и исполненная а cappella девушками-актрисами «Темная ночь», плавно перетекает в чтение писем с фронта. «Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк, - произносит с дрожью в голосе Анна Запашная. - Представь, идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, и здесь же растёт цветок. Он рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, чтоб фашисты не поступили с тобой, как с этим цветком».

В юмористическом ключе решена чрезвычайно популярная в годы войны песня «Бомбардировщики» («Мы летим, ковыляя во мгле...»), написанная в 1943 году американским композитором Джимми Макхью на слова Гарольда Адамсона (русский текст Самуила Болотина и Татьяны Сикорской). Актёры создают колоритные образы русских и американских лётчиков, особая «МИССИЯ» достаётся женской части лётных составов - Ангелине Добровольской и Анне Лищенко.

Одним из «маркеров» спектакля является живописность персонажей. Так, проходящий «сквозняком» сквозь стили и годы Сергей Коннов, забавно изображает разномастные приборы для воспроизведения звука - граммофон, патефон, катушечный и затем кассетный магнитофон. Игорь Коржов примеряет красную повязку общественника образца 1960-х, но оказывается не способен устоять перед девичьими чарами. А внешне напоминающий Виктора Цоя Ван Шень великолепно справляется с ролью культового музыканта.

Лирико-колоратурное сопрано красивейшего тембра Виктория Бородулина мастерски трансформирует «Золушку» Игоря Цветкова в арию Царицы ночи из моцарттовской «Волшебной флейты». Хорошим вокальным потенциалом обладает и исполнивший несколько легендарных советских песен Артём Марьин.

И вот наконец финальный аккорд спектакля - «Как молоды мы были» Александры Пахмутовой…

Они так и остались навеки 20-летними. Мы помним и благодарим их.

Текст: Светлана Рухля