Наталья Мартынова: "Меня не покидает синдром отличницы"

01.02.2018

Наталья Мартынова - ведущая актриса Санкт-Петербургского музыкально-драматичнского театра "Буфф" и одна из лучших Маргарит в мюзикле по булгаковскому роману, ставшему заметным явлением на театральном небосклоне Петербурга. В её послужном списке множество театральных ролей, участие в концертных программах, съемки в сериалах.

- Наталья, на вашем облике лежит печать романтизма, некоторой отстранённости, не удивлюсь, если актрисой вы мечтали стать «с пелёнок».

Самое смешное, что актрисой я не мечтала стать никогда: училась в музыкальной школе по классу фортепиано, пыталась заниматься бальными танцами, художественной гимнастикой. Но только пыталась, так как в годы моего детства любым делом было принято заниматься максимально серьёзно, и поэтому в результате осталась одна музыка. И только позже я поняла, что в музыке была чистым технарем, а, по-настоящему, как искусство, полюбила её, уже окончив школу. Поступать же планировала в педагогический институт.

- Но вмешался Его Величество случай.

Именно! Однажды около станции метро Горьковская ко мне подошла незнакомая женщина и спросила: «Девочка, хочешь сниматься в кино?»

- Совсем, как в одноимённом советском фильме. Бывает же так!

Сама убедилась, что бывает (улыбается). Четыре дня я снималась на «Ленфильме» в массовке франко-российского фильма о Бетховене «Неоконченная любовь». И все четыре дня была, как в тумане. Актёрский мир был от меня далёк, а мало-мальской «публичности», как и сцены, я боялась со времён музыкальной школы. Каждый экзамен по специальности был для меня серьёзным потрясением. Однако, на студии, несмотря на страхи, атмосфера затягивала, не отпускала.

- Тогда и появилось решение пойти «в артистки»?

Да. Тогда я впервые в жизни сказала родителям, что не буду делать так, как мы вместе запланировали. К счастью, мой выбор они поддержали. При поступлении в институт в первый год провалилась, но почему-то не расстроилась. Наверное, потому что всё ещё пребывала в шоке от эмоций, пережитых на съёмках, а шок этот растянулся на целых два года.

- Пройдёт совсем немного времени и ваши «не мечтания» и провалы будут с лихвой компенсированы. Поступив на курс Исаака Романовича Штокбанта, вы очень быстро оказались в самой гуще не только учебного процесса, но и театрального.

Я попала в театр «Буфф», можно сказать «с корабля на бал», и на этом «балу» были не просто отличные спектакли, но и такие, с которыми мы взаимно друг другу подходили (улыбается).

- Что из того периода наиболее запомнилось?

Ощущение непреходящего праздника.

- Одна ваша потрясающая девочка, я имею ввиду Дороти в мюзикле «Удивительный волшебник из страны Оз», до сих пор стоит у меня перед глазами.

Это одна из моих самых любимых ролей.

- А есть роль знаковая, в чем-то отличная от других, не менее любимых?

Зоя в мюзикле «Казанова», который идёт на сцене нашего театра без малого двадцать лет. Я пришла на смену первой исполнительнице Светлане Вильгем-Плащевской, и это было не просто. Мне очень помог Мурад Султаниязов – бессменный Казанова - с тех пор я считаю его своим сценическим учителем.

- У вас очень приятный по тембру и естественный по звучанию голос. Немузыкальные спектакли для вас испытание, или счастливая возможность попробовать себя в ином качестве?

Не знаю, поверите ли, но целенаправленно избегала ролей, предполагающих пение, после того, как наткнулась однажды в интернете на отзыв: «поёт она конечно хорошо, но актриса - плохая». После прочитанного - вероятно, меня и во взрослой жизни не покидает «синдром отличницы» - я поставила перед собой цель, доказать, что я - драматическая артистка, а не солистка-вокалистка. И поэтому музыкальный жанр оставила на семь лет.

- И как же на этом фоне стало возможным ваше участие в мюзикле «Мастер и Маргарита» - совместном проекте международной продюсерской компании «Makers Lab» и петербургского «Мюзик-Холла»? Случайно?

Можно сказать и так. Участвовать в кастинге меня фактически заставили: анкету отправила сестра. Сама же я на тот момент была совершенно не готова выйти за пределы театра-дома, которым стал для меня «Буфф». Ведь одно дело доказывать что-то своим и совсем другое - вынести на суд незнакомых людей.

На первом туре единственным внятным желанием было желание убежать, на автомате в графе, на какую роль пришла пробоваться, написала: «Маргарита» и услышала голос продюсера: «Опять Маргарита!», но тут продюсер подняла на меня глаза и произнесла уже с совершенно другой интонацией: «Ну, да, Маргарита!» и... кто-то вытолкнул меня на сцену. Перед глазами всё поплыло, пела недолго, быстро прервали, но обращались очень бережно, нежно.

К слову, я не имела ни малейшего представления, о каком музыкальном материале идёт речь, а когда буквально накануне второго тура услышала музыку, пришла в полный ужас, так как была уверена, что с вокальной партией мне не справиться, и искала любой повод остаться дома.

Партия Маргариты была для меня сложна, у меня не было достаточной подготовки, чтобы её спеть, но... каким-то чудом в проект я всё-таки попала.

- Помимо непростой вокальной партии, вас ждала встреча с одним из сложнейших в мировой литературе образом. Какая она, ваша Маргарита?

Моя Маргарита - женщина с обнажённой кожей, самое важное для неё -сделать верный выбор. Выбрать между тем, что правильно и тем, что легко. Она не ангел, но и не демон. Ей свойственно многое, что свойственно другим людям, но на мир она смотрит иначе, чем они. Она выбирает свет, но этот шаг даётся ей с трудом.

- Можно сказать, что участие в «Мастере и Маргарите» вывело вас на новый уровень?

Этот проект дал толчок к моему дальнейшему развитию в творчестве, позволил взглянуть на себя по-другому. Я словно заново училась петь, танцевать, совмещать на подмостках вокальные техники и драматическую игру. Это стало большой радостью и большим шагом вперёд.

Интервью: Светлана Рухля

Музыкальный журнал. № 9. Сентябрь 2016.