Вовлечение на грани фола: "Премиленькое королевство" в театре "Буфф"

01.05.2017

Театру «Буфф», получившему диплом XXVI фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям» за спектакль «Премиленькое королевство», есть о чём задуматься. Формулировка «За вовлечение самых маленьких зрителей в мир театральной игры» подразумевает необходимость проведения в театре недюжинной педагогической работы, направленной как на воспитание зрителей, так и на спасение от них самой постановки.

«Премиленькое королевство» - короткая (час и 10 минут) фантазия режиссёра Екатерины Соболевой по сказке двух Екатерин – Точанской и Кисловой «Три принцессы», в которой угадываются мотивы скандинавских сказок. Да и жанр определён недвусмысленно: «скандинавская история с метаморфозами». Не очень понятное «метаморфозы», можно было бы заменить на программке словом «превращения».  Но в зале преобладают дети, которым три-четыре года, и им не до чтения программок… Несоответствующая рекомендуемому возрастному цензу «6+» молодость зрителей позволяет считать ошибочным разделение зала «Буффики», где идёт спектакль, на две зоны – «для детей» и «для родителей». После «разогрева», который до начала действия здесь проводят клоунессы («А вот похлопаем», «А вот потопаем», «А крикните вместе, как вас зовут» и т.п.), ребятишек надо бы успокоить, предупредить, как надо вести себя во время спектакля. А кто это может сделать лучше родителей, заинтересованных в том, чтобы их дети были воспитанными людьми? Но строго отсепарированные от своих чад мамы и папы (некоторые нарушают это разделение, забирая своих малышей во «взрослые» ряды) послушно следуют правилам, предложенным театром: нас отделили, так надо – пусть дети там сами по себе… Не трогаются родители с мест даже тогда, когда во время спектакля их чада бродят по залу и вторгаются в сценическое пространство «Буффиков». И это заметно мешает актерам, вынужденным геройски  продолжать игру, не обращая внимания на явление дополнительных «игроков», хватающих реквизит или ощупывающих декорации…

Понять ребятню можно. Решение художника Алексея Уланова располагает к тактильному контакту со спектаклем. Притягательность цветов, трав, самого волшебного дерева, сила которого вырвала из привычной жизни трёх принцесс (их роли исполняют Надежда Соболь, Алёна Квасникова и Наталья Домничева), состоит из мозаичной тканевой поверхности, созданной по принципу лоскутного одеяла. Разные цвета, фактуры и формы материи формируют домашнюю, «бабушкину» атмосферу, наполняют сказку уютом и теплом, оправдывая название постановки. В технике тканевой аппликации тут выполнены лотки уличных торговцев и стол, за которым завтракают принцессы: груши, сливы, виноград, яблоки, посуда – все это манит не только контрастными сочетаниями цветов, но и поверхностями, до которых так и хочется дотронуться. Аппликативно решены и книги, которые в руках читающих принцесс превращаются в забавные маски.

У сурового Рассказчика – Вячеслава Семёнова, в нужный момент «отрастает» вязаная белая борода, спаянная с сединой белой шапки-шлема, да и всё его одеяние, напоминающее то ли рубище, то ли кольчугу, связано на крупных спицах, как и одеяние забавного толстяка-Пекаря (Арсений Полиевец). Нежные, пастельные платье героинь в зимних сценах дополняются вязаными шарфами и смешными шапками с помпонами. А у смешного Принца – Артёма Яковлева их под вязаного двурогого шлема свисают ярко-красные шерстяные косы (ни дать, ни взять Обеликс из известного мультфильма!).

Волшебство спектакля Соболевой тоже домашнего свойства. Так, реку, в которой во имя сохранения дружбы и родства сгинет чудесный бриллиант, обозначает занавеска из органзы, за которой «проплывают» рукотворные подводные обитатели. Понятно, что близость и узнаваемость визуального ряда привлекает маленьких зрителей. Собственно и диплом вручен театру именно за это. Проблема в том, что интерактив режиссёром в спектакле «Премиленькое королевство» даже и не предполагался…

Текст: Екатерина Омецинская

Петербургский театрал. №3 (03). Май 2017.